Диверсия имеет политический мотив: последствия взрывов газопроводов "Северный поток" и "Северный поток-2"
Энергетический фактор оказывает все более возрастающее влияние на международные экономические отношения и внешнюю политику. Преднамеренные взрывы газопроводов "Северный поток" и "Северный поток-2" в сентябре прошлого года, в результате которых были выведены из строя три из четырех нитей маршрутов прямых поставок российского газа в Европу, привели не только к огромному экономическому и экологическому ущербу, но и подрыву конструктивного политического диалога между Россией и Германией. Совершенная диверсия имеет ярко выраженный политический мотив, где главным выгодоприобретателем выступает США.
В ноябре 2022 года Генеральный прокурор Швеции заявила, что взрывы на трубопроводе "Северный поток-2" являются результатом диверсии. В свою очередь, в заявлении Службы безопасности Швеции было указано, что "речь идет о серьезном саботаже…, а обширные повреждения газопроводов в результате взрывов были подробно задокументированы".
Расследованием преступления непосредственно занимаются правоохранительные органы Швеции, Дании и Германии в рамках национальной компетенции. При этом на запрос Агентства Евросоюза по сотрудничеству в области уголовного правосудия (Евроюст) о создании совместной следственной группы с участием указанных государств для проведения совместного расследования, касающегося взрывов на "Северных потоках", прокуратура Швеции ответила отказом, сославшись на то, что в их внутреннем расследовании есть информация, которая является предметом конфиденциальности, непосредственно связанной с национальной безопасностью государства. Но по заявлениям представителя Службы безопасности Швеции, в рамках данного уголовного расследования государство осуществляет тесное сотрудничество с другими органами власти, включая международное. Следует отметить, что Дания также не поддержала инициативу Евроюста.
Данное решение является довольно странным для реалий Евросоюза, ввиду того, что Евроюст является непосредственным агентством на уровне ЕС, обладающим необходимым ресурсом и компетенцией для лучшей координации и поддержки совместных расследований его государств-членов, а Швеция с Данией всегда активно участвуют в его деятельности. Хотя сразу после инцидента Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявлял, что ЕС глубоко обеспокоен повреждением "Северных потоков" и поддержит любое расследование, направленное на выяснение соответствующих фактов и причин.
Президент России Владимир Путин назвал произошедшее очевидным терактом. По инициативе Генеральной прокуратуры России, в связи с наличием признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 361 Уголовного кодекса РФ ("Акт международного терроризма"), следственным управлением Федеральной службы безопасности России было возбуждено уголовное дело. Но, несмотря на то, что 51 % "Северного потока" и 100 % "Северного потока-2" принадлежит российской компании "Газпром", Россия до сих пор не допущена к расследованию инцидента, хотя государству причинен прямой экономический ущерб. Отсутствие надлежащего расследования произошедших событий лишь подтверждают наличие заинтересованной стороны в данном вопросе.
Столкнувшись с явным нежеланием Запада проводить независимое объективное расследование взрывов на "Северных потоках", российская сторона была вынуждена обратиться в Совет Безопасности ООН и внести на рассмотрение проект резолюции о проведении независимого международного расследования взрывов на "Северных потоках" посредством создания международной комиссии юристов.
21 февраля 2023 года на заседании Совета безопасности ООН по данному вопросу Постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя заявил, что "те расследования, которые проводят скандинавские государства и Германия, не просто нетранспарентны, но и, как это уже очевидно, направлены исключительно на то, чтобы замести следы и выгородить старшего американского брата. Нас к ним не допускают и все запросы высокомерно игнорируют. Разумеется, что никакого доверия к ним нет и быть не может. А вот генеральному секретарю ООН мы пока еще доверяем. Надеемся, что и вы тоже. Предлагаем поручить расследование ему". Также он сослался на достоверность фактов, выявленных в расследовании, проведенном американским журналистом, лауреатом Пулитцеровской премии Сеймуром Хершем.
С. Херш в начале февраля этого года опубликовал информацию о том, что "в июне 2022 года под прикрытием учений НАТО морские водолазы заложили взрывчатку с дистанционным управлением, которая три месяца спустя разрушила три из четырех трубопроводов "Северных потоков". При этом указав на то, что "решение Президента США Джо Байдена о саботаже трубопроводов было принято после более чем девяти месяцев строго секретных дебатов внутри Вашингтонского сообщества национальной безопасности о том, как лучше всего достичь этой цели, чтобы не было никаких явных намеков на то, кто несет ответственность".
Заместитель Генерального секретаря ООН по политическим вопросам и вопросам миростроительства Розмари А. Дикарло на доводы России сухо ответила, что "ООН не в состоянии проверить или подтвердить какие-либо утверждения, связанные с этими инцидентами, и мы ожидаем результатов текущих национальных расследований". При этом в преддверии заседания представители Швеции, Дании и Германии направили письмо, где сказано, что расследования еще не завершены и невозможно сказать, когда они завершатся.
В свою очередь, Китай поддержал позицию России о необходимости расследования диверсии. Постоянный представитель Китая при ООН Чжан Цзюнь заявил, что "объективное, беспристрастное и профессиональное расследование разрушения газопроводов "Северный поток", скорейшее обнародование выводов и привлечение виновных к ответственности имеют важное значение для безопасности глобальной трансграничной инфраструктуры, а также тесно связано с интересами и озабоченностями каждой страны".
Разумеется, со стороны США последовали обвинения в адрес России в "злоупотреблении своим положением члена Совета Безопасности ООН посредством использования платформы для распространения теорий заговора".
Но в действительности факты, изложенные в расследовании С. Херша, имеют под собой весомые основания. Еще 7 февраля 2022 года по итогам переговоров с Федеральным канцлером Германии Олафом Шольцем президент США Джо Байден заявил в ходе пресс-конференции:
- Если Россия вторгнется, если ее танки или войска пересекут границу Украины, тогда уже не будет "Северного потока-2", мы покончим с этим.
На вопрос, каким образом он намерен реализовать этот план с учетом того, что решать судьбу "Северного потока-2" должны власти Германии, он ответил:
- Я вам обещаю, мы сможем это сделать.
Непосредственно после взрывов администрация Джо Байдена не скрывала восторга. Заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд заявила, что "администрация очень рада узнать, что "Северный поток-2" теперь груда металла на дне моря". Госсекретарь США Энтони Блинкен заключил, что разрушение трубопровода открывает "огромные стратегические возможности на ближайшие годы".
И это обоснованно, ведь главным выгодоприобретателем от произошедшей диверсии выступают именно США. И на это есть как экономические, так и политические причины.
В последние годы США нарастили мощности по экспорту сжиженного природного газа (70 млн тонн газа) и строят новые (дополнительные 80 млн тонн газа), введение в строй которых выведет США в лидеры поставщиков на мировом рынке. При этом цены на российский трубный газ на 20 % меньше, чем на американский сжиженный, а суммарная проектная мощность "Северного потока" и "Северного потока-2" составляет 110 млрд кубометров газа в год и, несмотря на то, что некоторые европейские государства начали приобретать сжиженный природный газ США, запуск "Северного потока-2" фактически минимизировал бы поставки газа США на европейский рынок. Ввиду чего США и некоторые государства-члены ЕС, такие как Польша, Латвия, Литва и Эстония, для которых "Северный поток-2" не нес таких экономических выгод, как для той же Германии, с самого начала активно препятствовали реализации проекта и стремились к снижению зависимости Европы от российских поставок, ссылаясь на то, что Россия может использовать газ в качестве геополитического оружия. Но по сути, весь нынешний внешнеполитический курс Евросоюза, в том числе в сфере энергетики, развивается на фоне политической активности США, которые в первую очередь стремятся продвинуть именно свои экономические интересы в мировой газовой отрасли, прикрываясь благими идеями поддержки Европы. В дополнение к этому США невыгодна зависимость европейских стран от России в энергетической сфере, поскольку рычаги политического давления на Евросоюз также окажутся под угрозой.
Но будучи членом Европейского Союза, Германия всегда была нацелена проводить свою энергетическую политику, которая отвечает ее национальным приоритетам, и исходя из экономических интересов, в частности, бывший канцлер Германии Ангела Меркель активно поддерживала завершение строительства проекта "Северный поток-2". Решение Германии о продолжении строительных работ в прошлом вызвало негативную реакцию со стороны США, которые ввели дополнительные санкции, направленные против компаний, которые сотрудничали с судами-трубоукладчиками, принимавшими участие в строительстве "Северного потока-2".
С началом специальной военной операции России на Украине накалился политический диалог России с Европейским Союзом. Под влиянием НАТО во главе с США Евросоюзом были приняты очередные пакеты антироссийских санкций, а канцлером Германии Олафом Шольцем на фоне признания Россией независимости самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик был приостановлен процесс сертификации оператора газопровода "Северный поток-2", ввиду чего газопровод не мог быть запущен. Это повлекло соответствующие ответные меры российской стороны, которая свела до минимума поставки газа в европейские государства, что обострило энергетический кризис в Европе и негативно сказалось не только на европейских потребителях, но и непосредственно на экономике Евросоюза.
После удара, нанесенного пандемией COVID-19, мировые цены на энергоносители и продовольствие выросли еще больше в условиях санкционного режима. По данным аналитического центра экономической политики Bruegel, страны ЕС, а также Великобритания и Норвегия потратили более 792 млрд евро на поддержку потребителей и покупателей энергии. Самые большие потери понесла непосредственно Германия, которая выделила 268 млрд евро для этих целей.
На фоне энергетического кризиса граждане некоторых государств-членов ЕС стали выходить на демонстрации в знак протеста против стремительного роста цен на энергоносители, высокой стоимости жизни и высокой инфляции, требуя отмены антироссийских санкций. В частности, в сентябре 2022 года прокатилась волна многочисленных митингов в крупных городах Германии с участием десятков тысяч демонстрантов, недовольных политической риторикой действующего руководства. Более того, конфликты стали возникать и на высоком уровне, незадолго до подрыва газопроводов оппозиционные политические партии Германии, многие политики и эксперты стали настаивать на необходимости введения в эксплуатацию "Северного потока-2" для преодоления энергетического кризиса.
Такие события могли повлечь изменение политического курса Германии в отношении России и запуск "Северных потоков", что знаменовало бы крах антироссийской политики США, поскольку Германия является безусловным лидером Евросоюза и от ее решений во многом зависят настроения остальных государств-членов интеграционного объединения. Диверсия, совершенная на газопроводах, по большому счету "предотвратила" налаживание политического диалога в российско-германских отношениях.
Дополнительным политическим мотивом для США выступает не только давление на Россию, но и ослабление самого Европейского Союза с целью сохранения лидерства на мировой арене. Исторически расширение Европейского Союза 2004 года и вступление стран Центральной восточной Европы преследовало не экономические, а в первую очередь политические цели, которые заключались в укреплении международных позиций Европейского Союза и ослаблении его зависимости от США.
Со вступлением в силу Лиссабонского договора в 2009 году, изменившего учредительные договоры ЕС, Европейский Союз приобрел международную правосубъектность и статус юридического лица.
В результате Евросоюз активно продвигает свои интересы на мировой арене, являясь третьей по величине экономикой в мире в номинальном выражении. Внешняя политика ЕС опирается на "мягкую" силу и обладает сильной экономической составляющей. Но гегемонизм США в международных отношениях не потерпит усиление позиций конкурентов.
Внешние шоки уже и так спровоцировали серию системных кризисов европейской интеграции. Кризис зоны евро, последующий миграционный кризис, Брекзит, экономические последствия пандемии СOVID-19, увеличивающаяся экономическая и политическая разрозненность государств-членов ЕС влекут нарастание евроскептических настроений. "Кризис солидарности" и противоречия в самом интеграционном объединении уже негативно сказываются на его внутренней политике. Государства-члены Евросоюза более не придерживаются единых позиций по многим вопросам, а разделяются на определенные группы и сотрудничают посредством так называемой гибкой интеграции.
Действующий энергетический кризис, усиленный взрывами на "Северных потоках", и санкционная антироссийская политика ЕС, формируемая под давлением США, наносят непосредственный ущерб экономике самого Евросоюза и способствуют внутреннему расколу, что может в конечном счете привести к развалу объединения или выходу из него экономически сильных лидеров, как это было в прошлом в ситуации с Великобританией. Ослабляя экономическую мощь Германии, которая является движущей силой всего Евросоюза, и продавая европейским странам свой газ по завышенным ценам, США извлекают не только экономические выгоды, но и эффективно устраняют политического и экономического конкурента в лице своего "соратника" - Евросоюза.
Дополнительным подтверждением этого факта является подписание Джо Байденом в августе 2022 года (за месяц до диверсии) Закона США о снижении инфляции, одной из задач которого является стимулирование инвестиций в отечественные производственные мощности за счет предоставления льгот и преференций, в том числе и иностранным компаниям, что, по мнению Евросоюза, нарушает условия добросовестной конкуренции, приводя к дискриминации европейских компаний, а также выступает протекционистской мерой для продвижения промышленности США, особенно за счет инвестиций из ЕС, поскольку многие энергетические компании ЕС, ослабленные кризисом, будут вынуждены переместить свое производство в США. При этом ответные меры со стороны ЕС, активно обсуждаемые в объединении, могут привести к торговой войне между союзниками.
Таким образом, США продолжают всеми силами бороться за мировое лидерство. В действительности гегемонизм США и политика жесткой силы не имеют границ, где в ход идут любые средства. Под эгидой восстановления миропорядка США активно развивают свою энергетическую политику, усиливая позиции на мировых газовых рынках, стремится разрушить экономику России и ослабить ее политический вес на мировой арене, укрепляя рычаги давления через Европейский Союз, а заодно – устранить и сам Евросоюз. Поведение США показывает, что для государства нет союзников, а существуют только свои национальные интересы, и любая страна мира может пострадать в результате их действий и не получить международной защиты. ООН по своей фундаментальной сути должна выступать гарантом мира, безопасности и справедливости, проведение независимого расследования взрывов на "Северных потоках" необходимо не только для затронутых сторон, но и для защиты интересов всего мирового сообщества.