Десять дней с Шостаковичем: международный фестиваль искусств завершился балетом L.A.D.

В Самаре и Тольятти прошел фестиваль "Шостакович. ХХ век". Под занавес зрители увидели танец на музыку Десятникова в исполнении труппы театра "Урал Опера Балет", услышали Девятую симфонию Шостаковича и письма композитора в исполнении Сергея Маковецкого.

Фото: Дмитрий Бурлаков

Фото: предоставлено театром

Хулиган и композитор

В концерте симфонического оркестра театра "Шостакович Опера Балет" в Самаре выступил Сергей Маковецкий. В Тольятти письма композитора и отрывки из романа Георгия Иванова "Распад атома" в той же программе читал артист Самарского театра драмы Федор Степаненко.

Маковецкий играл Шостаковича в театре ("Уроки мастера" Романа Виктюка) и кино ("Скрипка Ротшильда" Эдгардо Козаринского). И вот теперь озвучил письма композитора, обращенные к его другу - музыковеду Ивану Соллертинскому.

- Когда мне предложили прочесть его переписку со сцены и еще раз передать этот характер, я согласился, - рассказал актер в интервью Самарскому областному вещательному агентству. - И убедился, какой же Дмитрий Дмитриевич был хулиган. Помимо того, что он был гениальным композитором, он умел и хулиганить, это видно по настроению в переписке. В этих письмах Шостакович еще молодой, 30-летний. Дружба с Соллертинским была какой-то фантастической, видно, с какой радостью Дмитрий Дмитриевич ему все описывает.

Письма композитора звучали между частями музыки к эстрадно-цирковому представлению "Условно убитый". Премьера спектакля прошла в 1931 году в Ленинградском мюзик-холле. Заметная часть партитуры и либретто была утрачена. Понятно только, что спектакль со звездами того времени (Леонид Утесов, Владимир Коралли, Клавдия Шульженко) в главных ролях был посвящен злободневным темам войны и обороны. Шостакович написал легкую шутливую музыку, если верить рассказам современников, в качестве платы за карточный долг.

Именно таким - бесшабашным, саркастичным, самоироничным - предстает Шостакович в письмах тех лет, обращенных к другу. Маковецкий читал эти тексты как микрокомедии - про отпуск в Одессе, про невозможность уехать из Тихорецка, про московские премьеры. К концу 1930-х, впрочем, интонации писем становились менее шуточными. В 1942-м Шостакович пишет из Куйбышева про новую квартиру, бессонницу и готовящуюся премьеру Седьмой симфонии. Соллертинский тоже в эвакуации - в Новосибирске, где скоропостижно скончается в начале 1944-го.

Не просто легкая музыка

Оркестр Нижегородского театра оперы и балета La Voce Strumentale под управлением Дмитрия Синьковского тоже услышала публика в двух городах региона. Девятая симфония Шостаковича в исполнении этого коллектива стала одним из главных событий фестиваля. В 1945 году, когда симфония была написана, ее критиковали как слишком легкую музыку. В интерпретации Синьковского она прозвучала как произведение гораздо более многогранное.

-  Девятая симфония, наверное, одна из самых сложных с точки зрения истории создания, но при этом одна из самых легких для восприятия публикой, - говорит художественный руководитель фестиваля Алексей Трифонов. - Но легкость эта кажущаяся, потому что в ней зашифрованы очень глубокие смыслы. В этой музыке можно почувствовать все грани эмоций, которые Дмитрий Дмитриевич испытывал на протяжении последних лет войны. Там отчетливо слышна его скорбь в связи с блокадой Ленинграда и смертью ближайшего друга Ивана Соллертинского, а также радость от побед Красной армии в Великой Отечественной войне. Это, наверное, одна из самых интересных симфоний в творчестве Шостаковича, отражающая взаимосвязь его личных переживаний и отклика на то, что происходило в мире.

В том же концерте прозвучали два произведения, которые в России практически не исполняют. "Концертино для скрипки и струнного оркестра" Виссариона Шебалина, близкого друга Шостаковича, написано в 1932 году. Вместе с оркестром его исполнила солистка Мария Андреева - уникальный музыкант, единственный победитель Юношеского конкурса имени Чайковского сразу в двух номинациях (фортепиано и скрипка). На прошлом фестивале она выступала в качестве пианистки, на этом - как скрипачка.

- "Концертино" Шебалина - очень редкое произведение, я еще не встречала его в современной концертной практике, - говорит музыкант. - Обычно, когда речь идет о Шебалине, вспоминают самое известное его произведение - оперу "Укрощение строптивой", но он написал еще шесть симфоний, девять квартетов и музыку к фильмам.

В тот же вечер прошла российская премьера "Двойного концерта для флейты, фортепиано и оркестра" Эрвина Шульгофа (солисты - Зарема Горбунова и Владимир Родин).

- Шульгоф - один из самых интересных композиторов первой половины ХХ века, - рассказал Алексей Трифонов. - К сожалению, он попал в концлагерь при нацистах и там умер. Обращение к его музыке, мне кажется, очень важно для фестиваля. У меня есть планы по исполнению нескольких его произведений на фестивале в 2023 году.

Балетные надежды

Фестиваль завершился балетом L.A.D. екатеринбургского театра "Урал Опера Балет". Четыре молодых российских хореографа поставили каждый по номеру на музыку Леонида Десятникова. Танцовщик и хореограф Мариинского театра, постановщик балета "Фортепианный концерт" в Самаре Максим Петров, живущий в Австрии хореограф российского происхождения Андрей Кайдановский, новый художественный руководитель Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Максим Севагин и главный хореограф театра "Урал Опера Балет" Вячеслав Самодуров. Музыкальным руководителем постановки выступил Алексей Гориболь. Он же исполняет партию фортепиано.

Использованная в проекте музыка Десятникова, одного из самых важных российских композиторов нашего времени, не предназначена для балета и впервые обрела пластическое выражение. Спектакль стал эффектным финалом фестиваля, как в музыкальном отношении (не Шостаковичем единым и не только его современниками), так и в театральном - мало в каком еще российском проекте можно увидеть одновременно такую россыпь главных надежд отечественного балета.

Десять дней фестиваля в Самаре и Тольятти почти без перерывов происходили интересные музыкальные события. Жаль, что концерты с редко исполняемой музыкой пока еще не собирают таких полных залов, как спектакли. Но лиха беда начало.

Материал по теме

Полная версия