Дамы, изменившие мир: в самарской Детской картинной галерее проходит выставка о женщинах

В зависимости от времени, географии и культурного контекста в обществе бытовали разные представления о женской красоте, моде и роли дам в социальной жизни. Организаторы выставки "Муза, мама, авиатрисса. Женщина на фоне времени" (6+), открывшейся 13 апреля, предлагают зрителям поразмышлять о месте представительниц слабого пола в истории и современном мире.

Фото: Андрей Савельев

Фото: Андрей Савельев

Фото: Андрей Савельев

Фото: Андрей Савельев

Фото: Андрей Савельев

Музы и мамы

Три слова в начале названия выставки символизируют ее разделы. Первое слово – "Муза". Экспозицию открывают женские портреты в Зеркальном зале, созданные самарскими художниками в 60-80-е годы прошлого века. Среди авторов – Иван Карпунов, Борис Иевлев, Станислав Федоров. Созданные в этих произведениях, а также в скульптурной работе Александра Куклева очаровательные образы дам – источник вдохновения для художников. То, что дает им силу жить и творить. Живописные работы дополняет печатная графика Игоря Дубровина и Константина Печуричко из коллекции Сергея Рудняева.
На этих офортах и литографиях женщина представлена в той или иной социальной роли – как мать, хозяйка или представительница определенной профессии.

Еще одна часть выставки (ее можно обозначить словом "мама") - камерная. В ней представлены трогательные рисунки детей, собранные за последние сорок лет. Мы можем увидеть глазами юных художников запечатленные ими образы мам, бабушек и сестёр. Произведения из музейных фондов соседствуют с рисунками нынешних воспитанников мастерских. Зрители видят мам юных художников в самых разных ситуациях. За работой, на прогулке, за рулем машины, за чаепитием, занимающимися йогой, сажающими цветы и пекущими пироги. Здесь же представлена инсталляция из предметов, которые вызывают у детей ассоциации с образом мамы. А рядом, на листе, ребята написали те слова, которыми они могут выразить этот образ. Вот некоторые из них: "любовь", "понимание", "доброта", "забота", "модница".

Истории из жизни необычных женщин

Центральную часть выставки организаторы обозначили словом "авиатрисса". Здесь, в Каминном зале, рассказываются истории женщин, круто изменивших мир и наши представления о роли в нем представительниц слабого пола. Тех, кто были первыми в своем деле. Рядом их фотографии.

"Авиатриссами" раньше называли женщин-летчиц. О двух из них рассказывает выставка. Первой в России "авиатриссой" стала Лидия Зверева, сдавшая в 1911 году экзамен на звание пилота и открывшая вместе с мужем Владимиром Слюсаренко первую авиашколу и конструкторское бюро по сборке новых моделей самолетов. Осталась в истории воздухоплавания и американская летчица Амелия Эрхарт. В 1928 году она первой из дам пересекла Атлантический океан по воздуху.

Среди персонажей экспозиции – всемирно известные женщины. Дважды Нобелевский лауреат (по физике и химии) Мария Складовская-Кюри. Математик Софья Ковалевская. Космонавт Светлана Савицкая. Писательницы Астрид Линдгрен и Агата Кристи. Танцовщица Айседора Дункан, создавшая собственный стиль на сцене. Художник Наталья Гончарова, сделавшая эскизы для дома мод "Шанель". Режиссеры Лариса Шепитько и Галина Волчек. Актрисы Вера Комиссаржевская и Одри Хепберн.

Есть здесь и дамы, имена которых долго оставались в тени. На одной из фотографий мы видим Хеди Ламарр - роковую красотку, актрису Голливуда и изобретательницу. В 1942 году она совместно с Джорджем Антейлом запатентовала новый способ кодировки сигналов, препятствующий их глушению. Эта технология не только спасла множество кораблей флота США от вражеских торпед во время Второй мировой, но и стала прародительницей стандартов Wi-Fi и Bluetooth.

Еще один удивительный персонаж – американская писательница и путешественница Нелли Блай. Ее журналистские расследования привели к изменению системы психиатрической помощи. А в 1888 году Блай совершила кругосветное путешествие за 72 дня, побив "литературный" рекорд героя романа Жюля Верна.

Не на слуху и имя советского эпидемиолога Зинаиды Ермольевой. А между тем в 1942 году она впервые в СССР получила пенициллин, и это во время Великой Отечественной войны спасло жизни сотен тысяч бойцов.

Экспозиция дополнена "женскими" инсталляциями. Центральная – отреставрированное платье самарской невесты, сшитое в начале прошлого века.

В оранжерее посетителей ждет фотозона, созданная по мотивам работ Яёи Кусамы. Эта знаменитая японская художница, которую называют "королевой горошин", создала свой собственный неповторимый стиль в искусстве. О любимом узоре она говорила так: "У горошин – форма солнца, символа энергии целого мира и всей нашей жизни, а также формы луны и спокойствия. Круглые, мягкие, цветные, бессмысленные и непознаваемые. Горошины становятся движением, это путь к бесконечности". Дух творчества "королевы горошин" передали устроители самарской выставки…

Материал по теме

Полная версия