Что общего у "Мухи" с "Черным петухом": Галина Зыбанова – о городском пространстве, рынке идей и пользе исторического образования
Недавно в Самаре вручили премии имени Головкина, учредителями которых выступили региональное отделение Союза художников, тольяттинское отделение Союза дизайнеров и автономная некоммерческая организация "Культура жизни".
В номинации "Современное искусство" первое место присудили аут-группе "Муха" - за перформанс "Если черный петух выйдет из леса", реализованный на фестивале "Арх-стояние" в арт-парке Никола-Ленивец в Калужской области. Одна из основательниц и участниц группы Галина Зыбанова стала также призером в номинации "Кураторство".
"Чуть отойти, чтобы заметить"
- Поясните, пожалуйста, смысл названия вашего творческого коллектива - аут-группа "Муха". Что входит в сферу ваших интересов?
- Я бы не стала сейчас искать смысла названия нашего коллектива. Аут-группа "Муха" – это просто имя. Нашему художественному объединению в этом году исполнится семь лет. За это время и участники, и структура, и содержание объединения менялись, как и то, с чем мы работали – от авторской мифологии до социальных инсталляций. Аут-группа "Муха" – это, прежде всего, объединение единомышленников. В области наших интересов – общество, социальные взаимодействия и институты, поиск их альтернативных моделей. Главное в нашей деятельности – это процесс, событие. Чаще всего результаты наших проектов неосязаемы. Все, что от них остается – это не какое-то произведение искусства, а документация процесса, заметки, эскизы, фотографии, промежуточные выводы, тезисы. Название "аут-групп" можно трактовать как нечто, находящееся "вне". Не с точки зрения оппозиции чему-либо, а в плане отстраненности. Я бы описала этот процесс так: "Чуть отойти, чтобы что-то заметить".
- Расскажите о проекте про "Черного петуха", получившем премию имени Головкина. В чем его необычность?
- Проект "Если черный петух выйдет из леса" был реализован при поддержке галереи "Виктория" на фестивале "Арх-стояние" в 2023 году. Темой фестиваля была "Игра в предсказания". Мы задались вопросом существования примет в XXI веке. В поисках ответа предложили гостям фестиваля погрузиться в трехактный перформанс о путешествии черного петуха и человека по лесу. Мы представили художественную ситуацию, в которой исследовали связь между искусством и народными приметами, объединенными знаковой системой и потенциалом для интерпретаций. Черный петух стал символом фестиваля. В содержании проекта – три ключевых темы: магическое мышление, информационные потоки и народность. Название отсылало к началу приметы, а сам проект носил ритуальный и ярмарочный характер. Это торжество проводов и встречи, раздача леденцов и поедание каравая в виде петуха. В первом акте – проводах в лес – черный петух под напевы колыбельной прошел через толпу, выстроившуюся на Красном мосту. Во втором акте гости фестиваля могли увидеть птицу со спутником на прогулке по парку, следить за поведением петуха и последующими событиями. Ранним утром третьего дня петух вышел из леса, сопровождаемый праздничным шествием с караваем, изготовленным специально для проекта. Свидетелям встречи петуха выдавались открытки с предложением продолжить фразу "Если черный петух выйдет из леса…". Избегать ли знамений, не обращать ли на них внимания или как-то интерпретировать встречу с черным петухом - выбор оставался за зрителями.
- Один из заявленных группой принципов – "работа с текстом, пластикой, рисунком, звуком и городским пространством". Как это выражается на практике?
- Это связано с сюжетами из "ранней" "Мухи". Сейчас мы производим художественные ситуации, которые разделяем на ситуативные модели и социальные инсталляции. Если коротко, мы заняты в области процессуального искусства. Самое знаковое для группы событие – проект "Рынок идей" (12+). В рамках его мы исследовали границы авторского права и предлагали зрителям купить наши идеи выставок и перформансов за номинальную стоимость или заключить с нами договор, где в обмен на имя приобретающий идею человек обязался выполнить ее от имени аут-группы "Муха". Проект был номинирован на государственную премию в области современного искусства "Инновация".
Услышать друг друга
- Один из недавних ваших проектов был связан с пешим путешествием из Самары в Казань…
- Это, пожалуй, было наиболее ярким событием в деятельности группы. Самое ценное здесь – непредсказуемые встречи, которые в большинстве своем несли характер помощи, понимания и поддержки.
- Что можно было бы предпринять, чтобы украсить городское пространство, сделать его более привлекательным?
- Это огромное поле для художественных высказываний. Мы разрабатывали систему новой навигации, которая включала в себя альтернативное перемещение по городскому пространству с указанием разных маркеров движения и остановок. В мае 2023 года наша группа приняла участие в московской биеннале уличного искусства "Артмоссфера". Там мы представили ситуативную модель "Стол переговоров". Кроме стола, она включала в себя цифровую платформу для высказываний. Объект был расположен на Яузской набережной. С помощью ссылки на открытый бот в мессенджере Telegram можно было оставить сообщение – сформулировать послание обществу. Эти сообщения пересылались художникам на модерацию. Если в посланиях не было нарушений законодательства, они публиковалось в Telegram-канале. Я думаю, что создание общего культурного пространства невозможно без диалога, без умения слышать друг друга. "Стол переговоров" для нас – символический концепт, исследование состояния общества. Возможно, в будущем этот проект мы сможем реализовать в Самаре.
- Есть ли у вас ощущение, что в Волге, на берегах которой мы живем, есть нечто сакральное? Вы как-то обыгрываете это в своих проектах?
- Конечно, Волга в искусстве Самары занимает особое место. Уже в XIX веке художники вдохновлялись ей. Константин Павлович Головкин бесконечно отражал Волгу и ее берега в своих этюдах. И сейчас самарские художники часто обращаются к волжским пейзажам. В проектах "Мухи" Волга напрямую не отражается. Но она создает ту среду, находясь в которой можно подолгу размышлять о том, кто мы, откуда и куда идем.
"Истфак научил нас думать"
- То, что вы получили историческое образование в Самаре, каким-то образом отразилось на вашей нынешней деятельности?
- Истфак окончили трое из участников "Мухи". Не будь этого, не было бы и объединения. Мы единомышленники. Историческое образование – универсальный ключ к пониманию того, что происходит вокруг, к причинно-следственным связям, критическому мышлению. Истфак научил нас думать. Не везде этому учат, к сожалению.
- Над каким проектом сейчас работает ваша аут-группа?
- В прошлом году мы стали резидентами Центра современного искусства "Сияние" в Апатитах Мурманской области. Там мы разработали и презентовали новый проект – программу оздоровления "Аййк манн, аййк лыhц". Так звучит саамская пословица, что в переводе означает "Время проходит, время лечит". Саамы – коренные жители Кольского полуострова. Наш проект - комплекс оздоровительных арт-процедур в санатории "Изовела". Дело в том, что как раз там находится ЦСИ "Сияние". Вообще, санаторий, на мой взгляд, – своего рода капсула времени. Здесь физическое и ментальное оздоровление происходит не только за счет медицинских процедур, но и через знакомство с историей того места, где находится санаторий, с окружающим ландшафтом и современным искусством. В этом году мы планируем разместить в одном из номеров гостиницы при санатории объекты, связанные с нарративами сказочных и реальных образов, с интересными историями из жизни горожан. Здесь будут пересекаться три временные петли – быт коренного населения Кольского полуострова, пора переселенцев и годы строительства города Апатиты. Все истории можно будет послушать, почитать, а арт-объекты – потрогать.