Более полувека на авиационном заводе: ветеран труда рассказал о своей работе
В последнее воскресенье сентября машиностроители отметят профессиональный праздник. В преддверии даты чествуют заслуженных работников отрасли. В этом году у коренного самарца, почетного машиностроителя, ветерана труда Виктора Плужникова двойной юбилей. В октябре ему исполнится 75, а в апреле он отметил 55-летие трудового стажа на родном авиационном заводе "Авиакор". Один из старейших действующих сотрудников предприятия успешно руководит проектом по сборке фюзеляжей для нового турбовинтового регионального самолета (ТВРС) "Ладога".
Фото: Юлия Рубцова
Фото: Юлия Рубцова
За мечтой
Будущий авиастроитель Виктор Плужников родился в 1950 году в семье рабочих. Родители трудились на металлургическом заводе, отец - слесарем, мама - электрогазосварщицей.
- Авиация была моей мечтой с детства, - рассказывает Виктор Алексеевич. - Занимался в авиамодельном кружке, и уже тогда делал самолеты на совесть. Нередко мои модели побеждали на соревнованиях, улетали дальше всех.
В 1966 году Плужников поступил в авиационный техникум. Учился старательно, с интересом. В феврале 1970-го защитил диплом, и 1 апреля пришел работать на авиационный завод.
- Мне сразу предложили должность инженера-технолога - это для выпускника техникума небывалая удача. Но отец категорически запретил соглашаться. Он настаивал, что до этого уровня нужно дорасти, пройдя все ступени с самых азов, - вспоминает заводчанин.
Путь в профессию
Виктор прислушался к совету отца и начал свой трудовой путь с простого рабочего, стал сборщиком-клепальщиком. Но стремление и способности готовили парню большое будущее.
- Тогда на заводе осваивали производство Ту-154. Я просил начальника цеха, чтобы он каждые три месяца поручал мне новые задачи. Так я освоил сборку панелей, ланжеронов, многие другие операции, - вспоминает Плужников.
Спустя два с половиной года его назначили инженером-технологом третьей категории, а еще через полгода - старшим технологом. Следующей ступенью стала должность замначальника цеха по подготовке производства. Она дала ему много знаний и серьезный профессиональный рост. В 2004 году Плужников стал начальником цеха сборки самолетов, объединившего в себе 12 самостоятельных подразделений.
С 2007 года на заводе внедряли в производство самолет Ан-140 - всего сделали 12 таких машин, 6 из них в партнерстве с украинскими коллегами. Большая часть этой работы прошла под руководством Плужникова.
Сейчас Виктор Алексеевич - ведущий специалист, руководитель проекта по сборке фюзеляжей для ТВРС-44 "Ладога".
- Это двухмоторный турбовинтовой самолет для местных авиалиний на 44 пассажирских места, - поясняет мастер. - В этом проекте сотрудничаем с Уральским заводом гражданской авиации. Первый фюзеляж мы собрали и в феврале отправили партнерам в Екатеринбург, где будет проходить дальнейшая комплектация.
Мастер и наставник
Плужников охотно совмещает основную занятость с наставничеством. В проект ТВРС-44 пригласил в качестве учеников семерых молодых сотрудников.
- Есть очень толковые ребята, которые работают с интересом, с желанием постичь профессию. Несмотря на небольшой опыт, некоторые из них - уже отличные специалисты, - говорит он.
Ветеран труда имеет множество отраслевых наград, но, будучи человеком скромным, хвастаться не любит:
- Каждый новый собранный самолет - это и есть для меня высшая награда и успех.
Родные люди
Коллектив предприятия стал для Плужникова по-настоящему родным.
- Строить отношения с людьми меня научил бывший директор завода Павел Сергеевич Тюхтин. Он искренне уважал каждого сотрудника - от простых рабочих до руководителей первого звена. Он повторял: "Чаще благодари и хвали людей. Этим можно "взять" даже самых непокорных и нерадивых". Я до сих пор живу, следуя этому совету, и это отлично работает.
Еще один секрет успешного руководителя, по мнению Виктора Плужникова - четкая постановка задачи и реальные сроки на ее исполнение.
- Спешка - это черта плохого начальника, а в нашем деле спешка вообще недопустима. От качества нашей работы зависят жизни людей, - говорит специалист.
Футбольные страсти
Кроме авиации, еще одной большой любовью Виктора Плужникова всегда был футбол. Еще дошкольником он пришел в секцию при Государственном подшипниковом заводе № 9. Оказался мальчишкой способным, выносливым, со спортивным характером. Играл за юношескую сборную, потом за команду "Вымпел" завода аэродромного оборудования, за "Зарю" завода "Металлист". Большой удачей считает две игры, сыгранные в составе команды, где готовили молодую смену для "Крыльев Советов". Тогда Виктору было 19 лет. Закончить занятия серьезным спортом пришлось по состоянию здоровья. Зато в "любителях" провел на футбольном поле полжизни.
Большие планы
В 2025 году заводу "Авиакор" исполнилось 95 лет. На юбилее предприятия губернатор Вячеслав Федорищев отметил:
- У "Авиакора" есть все шансы, чтобы стать заводом, где в итоге будет производиться финальная сборка самолетов "Ладога". Все, что необходимо со стороны исполнительной власти, мы обеспечим, и, как руководитель комиссии Госсовета по направлению "Промышленность", я приложу все силы, чтобы мы были удостоены чести выпускать эти изделия. Для этого есть все - высокопрофессиональный коллектив, современное конструкторское бюро, а также отлаженное взаимодействие с профильными научными организациями и вузами.
В годы войны на "Авиакоре" производили легендарные самолеты-штурмовики Ил-2, а в дальнейшем Ту-95, Ту-114, Ту-154, Ан-140 и другие.