Без разговоров: эксперты рассказали о способах коррекции задержки речи у детей
За последние годы число малышей, которым ставят диагноз "задержка речевого развития", резко возросло. На площадке Самарского областного вещательного агентства врачи обсудили причины этого явления, объяснили, какие симптомы должны насторожить родителей и заставить их обратиться к специалистам, а также рассказали об основных способах диагностики и коррекции нарушений речи.
Сегодня врачи-неврологи сталкиваются с новым понятием нормы – современные дети начинают говорить позже. Часто первые слова они произносят только к трем годам, и при отсутствии других симптомов специалисты не спешат называть это отклонением.
Главный внештатный детский невролог министерства здравоохранения Самарской области Людмила Белкина называет основной причиной такого "сдвига" активное использование гаджетов.
- Конечно, полностью исключить телефоны и планшеты невозможно, но во всем должна быть умеренность, - говорит она. - Давать их ребенку лучше только после трех лет и очень дозированно. А главное – в семье должна быть сформирована культура общения, когда люди проводят время вместе и разговаривают и гаджеты не выходят на первый план.
Фото: Андрей Савельев
Давая малышу телефон, родители лишают его возможности заниматься необходимой в его возрасте деятельностью, добавляет нейропсихолог Эмилия Хафизова. До трех лет основная задача ребенка - изучить как можно больше предметов и попробовать разные виды действий с ними. Уткнувшись в экран, сделать это невозможно.
Помимо этого, появляются проблемы с полем зрения, теряются навыки коммуникации, при включении только зрительного восприятия страдают слух и моторика. Портится осанка и неправильно развивается грудная клетка, что приводит к нарушениям работы органов дыхания.
Причиной задержки развития речи могут стать и социальные факторы: если ребенок мало гуляет, не общается со сверстниками, он развивается медленнее. Малыш может "замолчать" из-за неблагоприятного психологического климата в семье.
- Многие мамы делают акцент на раннем развитии - чуть ли не с рождения учат буквы, иностранные языки, складывают с детьми пазлы. Но на самом деле залог успеха – изучение и познание окружающей среды, – подчеркивает Эмилия Хафизова. – Просто помочь маме разобрать пакет с покупками, попутно называя все предметы, бывает полезнее. Ребенка надо включать в жизнь семьи, развивать навыки самообслуживания, гулять не менее двух часов в день, давая ему возможность активно двигаться.
Фото: Андрей Савельев
Если дети начинают произносить первые слова только к трем годам, специалисты говорят о так называемой темповой задержке речи, поясняет медицинский клинический психолог, нейропсихолог медицинского центра "ТМС НейроМаг" Дарья Ткаченко. В таких случаях бывает достаточно пойти в программу запуска речи и обойтись чисто педагогической коррекцией.
А вот если к этому возрасту нет даже "гуления" и слогов, все намного серьезнее.
- Скорее всего, здесь мы имеем дело уже с задержкой психоречевого развития, - говорит Дарья. - Это задержка развития и речи, и высших психических функций – памяти, внимания, мышления, часто при этом страдает и эмоционально-волевая сфера. Эта проблема сейчас встречается чаще.
Фото: Андрей Савельев
До трех лет, по словам психолога, лучшее "лечение" – контакт с мамой. Помогут народные методы – потешки, сказки, игра в ладушки, – когда малыш видит движения губ взрослого и пытается копировать, массаж ладоней и пальчиков, игры на развитие мелкой моторики. Дальше не обойтись без коррекционных занятий. С ЗПРР работает целая команда – невролог, психиатр, логопед, нейропсихолог и специалист по адаптивной физкультуре.
Эксперты сходятся во мнении, что критерии в виде количества произносимых к определенному возрасту слогов и слов весьма условны. Гораздо важнее коммуникативные способности ребенка.
- Если ребенок не эмоциональный, не радуется маме, общению, не реагирует на знакомых взрослых, это повод волноваться, - отмечает Людмила Белкина.
В таком случае стоит обратиться к неврологу. И уже врач направит на дальнейшее обследование – предложит проконсультироваться с психиатром, пройти оценку сенсорного развития у лора, сурдолога, окулиста, сделать ЭЭГ и посетить логопеда. Педагог диагностирует задержку с помощью различных методик в соответствии с возрастом ребенка.
И сделать это лучше вовремя, потому что без должного лечения эта проблема повлечет за собой другие, у ребенка с высокой долей вероятности будут трудности с освоением школьной программы и адаптацией в коллективе.
- Для успешной коррекции задержки речи сначала нужен четкий диагноз и лечение неврологических нарушений, - утверждает Дарья Ткаченко. - На сегодняшний день наиболее эффективными являются физиотерапевтические методы, которые в комплексе с педагогическими методами дают высокие результаты в реабилитации. Назначает их только врач-невролог, потому что любая методика, применяемая неправильно, может, наоборот, дать откат.
Но и лечить, не занимаясь развитием речи, – все равно что удобрять почву, так ничего в нее и не посадив, - говорит Эмилия Хафизова. - Поэтому подходить к этому вопросу нужно комплексно.