Армен Бенян: "Без прививок больных COVID-19 было бы в десять раз больше"
Министр здравоохранения Самарской области Армен Бенян рассказал о «плюсах» пандемии, об отношении к коллегам-антипрививочникам и о том, как совмещает управленческую деятельность с работой врача.
- Давайте попробуем посмотреть на пандемию с нестандартной точки зрения. Стоит признать, что при всех сложностях, при всем драматизме она стала своего рода драйвером развития здравоохранения. В отрасль пошли дополнительные деньги. Что за двухлетний коронавирусный период удалось «прокачать» в Самарской области особенно сильно?
- Это очень актуальный ракурс. Эпидемия новой коронавирусной инфекции действительно стала катализатором многих процессов, которые уже шли в здравоохранении. Например, цифровизация отрасли. Когда мы входили в пандемию, шел первый год действия национального проекта, который подразумевает развитие этого направления. Но COVID-19 заставил еще ускориться. Многие вещи, которые делали вручную, стали оперативно переводить в «цифру». В частности, вопрос подсчета коек в стационарах. Это стало архиважно - каждый день совершенно точно знать, сколько в какой больнице есть свободных мест. Раньше в учреждениях заполняли так называемую седьмую форму, сдавали ее в приемное отделение, те сообщали в министерство. А сейчас мы пользуемся единой медицинской информационно-аналитической системой, где одним из первых модулей стал как раз учет коечного фонда. Мы несколько раз в день выверяем его, чтобы понимать, как правильно выстраивать маршрутизацию скорой помощи.
Очень важной темой стало создание координационных центров. Прежде все больницы работали по звонку между начмедами, вручную решали эти вопросы. В пандемию стало очевидно, что управление здравоохранением требует координации по разным профилям и модулям. У нас есть отдельный региональный центр помощи амбулаторным пациентам - на базе Cамарской поликлиники №15. Он был создан по поручению губернатора Самарской области Дмитрия Игоревича Азарова. Его сотрудники ежедневно в режиме онлайн видят всех пациентов, которые находятся на амбулаторном этапе с COVID-19. Они оценивают качество лечения с помощью обзвона, в том числе роботизированного. На базе кардиодиспансера мы создали региональный центр управления сердечно-сосудистыми рисками. Там круглосуточно дежурит врач, имеющий доступ к телемедицине, доступ ко всем кардиограммам, которые сделали в больницах. По сути это система поддержки при принятии решений для врачей, работающих на периферии.
Телемедицина вообще бурно развивается. Мы увидели, что многим неинфекционным больным не требуется личный визит к врачу, они могут получить качественную консультацию на расстоянии. За прошлый год в регионе проведено около 900 дистанционных консультаций, а в этом уже 40 тысяч.
Вариантов этой работы много. Например, запустили пилотный проект совместно с «Почтой России». К жителям приходят почтальоны с планшетами, запускают видеоконференцию с врачом. Тот узнает показатели артериального давления, уровня глюкозы в крови, сатурации. Для этого, конечно, надо иметь соответствующие приборы дома, они сейчас есть у многих. На основании этих данных врач делает вывод, нужно ли выезжать к пациенту, требуется ли госпитализация.
Фото: Юлия Рубцова
- Удалось ли ускорить диагностику ковида?
- Это одно из важнейших направлений работы поликлиник. Там происходит первый контакт с пациентом, надо как можно быстрее понять: новая коронавирусная инфекция или нет. Федеральная модель предполагает, что надо сдать ПЦР-тест, дождаться результатов и после этого назначать лекарственную терапию по определенным схемам. Мы в Самарской области приняли принципиальное решение и в конце ноября внедрили новую модель работы. Пациентам, которые находятся дома, сразу делаем новый вид теста - антигенный. Он позволяет получить результат в течение 15 минут. Если тест положительный, человек начинает получать лекарства, оплаченные средствами федерального бюджета. Если отрицательный, но клиническая картина указывает на коронавирусную инфекцию, то назначаем лечение по универсальной схеме для ОРВИ и COVID-19. А медикаменты выдаем за счет областной казны.
- Все перечисленное касается того, как работать. А что насчет того, на чем работать?
- Обновление материально-технической базы учреждений тоже пошло более интенсивно. Удалось в короткие сроки решить многие серьезные вопросы. Например, обновили весь парк реанимационного оборудования. Сюда входят, например, аппараты искусственной вентиляции легких различного класса, мониторы слежения. Были созданы палаты интенсивной терапии во всех учреждениях. Самарская область обеспечена реанимационным оборудованием на много лет вперед.
Решаем транспортные вопросы. Поскольку большому количеству однотипных пациентов, которые находятся на амбулаторном лечении, требуются периодические осмотры, исследования, в регионе создана служба доставки пациентов. Она начала работать в ноябре. Это нечто среднее между «скорой помощью» и «неотложкой», работающей на базе поликлиник. Начинали с имевшихся в распоряжении машин. Затем были выделены более 42 миллионов рублей на закупку 30 машин Lada Largus в особой комплектации. Салон разделен так, чтобы пациент не контактировал с водителем и медработником. На этих машинах жителей области доставляют из дома на обследования в медучреждение.В среднем в день перевозят 150 человек. Это принципиально новая модель работы, которая затем будет востребована для решения других задач.
- Почему, на ваш взгляд, многие люди отказываются защитить себя от коронавируса с помощью прививки?
- Считаю, дело в том, что не каждый хочет осваивать сложную научную информацию, не хочет разобраться, как работают вакцины. Велико искушение поверить более простому изложению материала, поверить тем, кто говорит, что прививки вредны, что так идет некий сбор информации о людях. Как говорится, добрая слава лежит, худая по полю бежит.
Отдельная тема - врачи-антипрививочники. Медики - первые, кто должен понимать, что вакцинация - это главная защита от инфекции. Каждый новый штамм коронавируса более заразен, чем предыдущий. Без прививок больных новой коронавирусной инфекцией было бы в десятки раз больше.
Считаю коллег, агитирующих за отказ от прививок, недостаточно компетентными, уровень их знаний и представлений не соответствует квалификации современного специалиста. Главврачи, сотрудники министерства отрабатывают ставшие известными случаи. И выясняется, что у тех, кто отговаривает пациентов от прививок, ведет пропаганду в этом направлении, как правило, есть серьезные недочеты в их штатной работе. Например, медсестра из Тольятти, которая делала публичные заявления, распространяла в соцсетях информацию о вреде вакцинации, злостно нарушала противоэпидемический режим, пропускала работу. Именно за это она и была уволена.
- Ковид не отменил все прочие заболевания. По каким крупным направлениям продолжается развитие системы здравоохранения?
- Это развитие первичного звена здравоохранения, борьба с онкологическими, с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
По программе модернизации первичного звена здравоохранения в этом году возведены 16 фельдшерско-акушерских пунктов, шесть офисов врачей общей практики, четыре амбулатории. Начали строить поликлинику в микрорайоне Волгарь, лечебно-диагностический корпус Нефтегорской больницы. Для первичного звена закупили 889 единиц оборудования, 111 автомобилей.
Мы создаем сеть центров амбулаторной онкологической помощи. В этом году открыты два таких подразделения - на базе самарских городских больниц NN6 и 7. Их задача - раннее выявление рака.
Про центр управления сердечно-сосудистыми рисками уже упоминал. Оказываем внимание и учреждениям, работающим на периферии. Закупили для сельских больниц аппараты мониторинга артериального давления. Более 98% пациентов, перенесших инфаркт или инсульт, получают льготные лекарства.
В 2022 году в Сызрани создадим сердечно-сосудистую службу. Там начнут выполнять чрескожные коронарные вмешательства - щадящие операции. Сперва вахтовым методом будут работать специалисты областного кардиодиспансера, в перспективе предстоит «растить» собственный постоянный штат.
Начали по-новому помогать и не столь многочисленным группам пациентов. За счет областного бюджета поддерживаем стомированных больных, обеспечиваем лечебным питанием паллиативных детей. Со следующего года будем снабжать системами непрерывного мониторинга глюкозы детей и беременных женщин.
- Вы остаетесь практикующим врачом? Ведете пациентов, консультируете, оперируете? Как говорится, руки помнят?
- Руки помнят. К сожалению, редко приходится оперировать - не чаще 1-2 раз в месяц. Но достаточно часто консультирую пациентов с разными заболеваниями, касающимися и моей основной специальности - торакальной хирургии, и больных COVID-19. Участвую в консилиумах, оцениваю рентгенологическую картину, этот процесс непрерывный.
Более 1 625 человек вакцинированы в Самарской области по состоянию на 24 декабря