Бесконечное творение: на Фабрике-кухне показали новый перформанс

На "Ночи искусств" самарцы могли стать свидетелями "Акта бесконечности". В отличие от других проектов в здании Фабрики-кухни, где в следующем году должен открыться филиал Третьяковской галереи, этот занял только один зал.

Фото: Виталий Шабинский

Творение и внимание

"Акт бесконечности" - действие, в котором одинаково важны танец, музыка (плюс голос) и свет. Идея проекта принадлежит хормейстеру, завкафедрой хорового дирижирования СГИК Елене Юнек и Дмитрию Дмитриеву, известному организацией многих музыкальных событий. Акция реализована при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

На сцене - камерный хор Solaris Самарского института культуры и восемь отобранных по итогам кастинга перформеров. Музыка (композитор Михаил Фомин) стала отправной точкой. К постановке привлекли режиссера Виктора Трегубова и хорео­графа Анастасию Шаброву.

- Мы не просто так работаем уже долгое время в команде, - рассказала хореограф. - Мы чувствуем друг друга, подхватываем мысли, мы понятны друг другу. То, что говорит один, продолжает другой. Сначала мы делали много проб, пластических этюдов-ассоциаций "от идеи", пока Виктор был в отъезде. Он приехал, отсмотрел, сказал, что все оставляем. Так как тема была четкая, достаточно легко было понять форму.

- Идея изначально была связана с творением, - пояснил режиссер. - Мы начали думать, что такое творение и творчество, что такое создатель, откуда берется представление о красоте. Для себя мы за зерно взяли понятие "внимания".

Десять тысяч ассоциаций

В зале с конструктивистскими колоннами в "серпе" на противоположном от зрителя конце стоят рядами участники хора и перформеры. На них - костюмы, напоминающие древнегреческие. Да и вся композиция вызывает ассоциации с античным фризом или с фотографиями сообщества "Случайный Ренессанс". Особенно когда танцовщики начинают медленно двигаться: сначала на месте, затем на зрителей.
Античность - точка отсчета, идеал красоты, начало начал. В дальнейшем действии можно увидеть древнеегипетскую и восточную пластику, коллективно оживляемую Галатею, много шеренг, змеек и цепочек. Впрочем, у вас могут быть совсем другие ассоциации и трактовки - создатели очень хотели, чтобы зритель приходил без ожиданий и "отключив контролера".

- Мы вообще хотели какой-то тихой, не "кричащей" режиссуры, - говорит Трегубов. - Потому что устали от "режиссуры-режиссуры".

- Это такая свободная форма, на которую может быть десять тысяч ассоциаций, - подхватывает Шаброва. - В силу образованности, в силу интереса, в силу того, чем человек увлечен сейчас.

Искусство для авторов "Акта бесконечности" - это прежде всего красота. На первый план в перформансе выходит мощный свет (художник по свету Андрей Пономарев). Он буквально становится одним из участников действия, иногда даже слишком активным. Пучки лучей преграждают актерам путь, расчерчивают пространство на параллели и перпендикуляры, "заливают" стоящего под прожектором человека светом, как водой из тропического душа. Иногда становится слишком ярко, и за этим светом как будто теряются люди, но стоит признать, что прием работает - действие выглядит эффектно.

Человеческое

От Античности мы планомерно движемся в современность. Меняются музыка и пластика, свет становится то дискотечным, то проблесковым. Звучит сирена - что-то про "скорую помощь", сумасшествие, опасность. Возникает тема подражания - соло одной танцовщицы начинают повторять другие. Впрочем, авторы утверждают, что эта тема волновала их с самого начала, но в первых сценах мы видим скорее коллективное действие, складное и гармоничное. К финалу гармонии как будто поменьше, зато много про власть и управление другими, про социальные нормы и статусность.

В конце все участники перформанса друг за другом разуваются. И на сцене остаются только белые лодочки на каблучке (от перформеров) и мягкие спортивные туфли (от хора). Актеры вышли из роли.

- Обувь - это то, что осталось, - говорит режиссер.

- Это отказ от чего-то, - считает хореограф.

"Акт бесконечности" вполне мог бы считаться спектаклем - границы современного театра плавающие и подходят близко к смежным искусствам. Но есть в нем одна особенность, которую вряд ли заметят непосвященные - движение перформеров не застроено. Мизансцены, пространственно-временные границы и настроение заданы, но внутри этих рамок участники импровизируют.

Похоже, искусство для авторов "Акта бесконечности" - как раз об этом. О свободе и уважении к каждому. О том, как сделать процесс не мучением ради результата, а имеющим собственную ценность.

- Мы были так рады, что могли просто творить. У нас было столько сложностей, но никто ни разу не повысил голос, - уверяют постановщики.

О чем еще искусство, как не об этом - о том, как сохранить человека и человеческое в любых обстоятельствах.

Материал по теме

Полная версия