"Белый свет" Самарской Луки: в областном центре проходит выставка к 100-летию со дня рождения художника Николая Шеина
В экспозиции "Белый свет" (16+), открывшейся 28 марта в двух залах областного художественного музея, представлено более семидесяти картин одного из самых самобытных самарских живописцев. Его столетие отмечается в нынешнем году.
Радостный круговорот жизни
В экспозиции представлены разные этапы творчества художника. На картинах 50-х годов Николай Шеин предстает как мастер социалистического реализма. Одна из этих работ, хранящаяся в музейных фондах, "Бригада коммунистического труда Ю. Агафонова. Станкозавод", на нынешней выставке показывается впервые.
Тема строительства Волжской ГЭС на полотнах художника приобретает не только героическое, но и трагическое начало, связанное с затоплением сел, гибелью деревьев, которые для автора картин – словно живые существа.
В более поздних работах Николая Шеина появились философские, концептуальные мотивы. Такова, например, картина "Обелиски и пионеры", где земная поверхность словно показана с высоты птичьего полета. Она покрыта холмиками, возле каждого из которых ребята отдают салют.
Многие из картин этого периода наполнены экспрессией и цветовым богатством.
В одном из залов представлены тонкие лирические пейзажи Николая Шеина. Они созданы в 70-е годы в облюбованных самарскими художниками селах Бахилово, Бахилова Поляна, Зольное и других живописных жигулевских местах.
Писал Шеин свободно, мастерски передавая движение света и воздуха. Деревья, облака, горы, река на полотнах художника словно пульсируют, участвуя в непрерывном круговороте жизни. Мир Самарской Луки на картинах Николая Шеина – радостный, пронизанный солнечными лучами. В этом мире, с его голубой волжской водой, деревьями, окрашенными в цвета осени, корабликами, похожими на игрушечные, есть что-то сказочное, наивное, трогательное. "Пейзаж с солнцем", "Весна", "Перед навигацией", "Белые облака" – все эти картины проникнуты поэзией. Такое впечатление, что художник пронес через всю жизнь детские ощущения от окружающей его природы.
"Пишу, как душа требует"
Родился Николай Шеин в селе Виловатое Богатовского района. В юности посещал куйбышевские художественные студии, потом окончил Пензенское художественное училище, в котором обучалось несколько наших земляков, ставших известными мастерами.
В 70-е годы Николай Шеин получил признание, его картины можно было увидеть на самарских выставках. Но когда в его живописи стал проявляться "наив", у выставкомов это часто вызывало недоумение, и Шеин ушел в творческое "подполье".
Приспособиться к условиям тогдашней художественной жизни он так и не сумел. Говорил: "Пишу, как душа требует". Себе не изменял.
Зарабатывал на жизнь тем, что держал пасеку в селе Бахилово и оформлял площадь Куйбышева к праздникам. Его "потаенные" картины в свое время увидели лишь несколько друзей-художников.
В последние годы Николай Шеин тяжело болел и практически не работал. Он ушел из жизни в 1986-м, а перед смертью, надеясь, что в Самаре появится его музей, все свое наследие оставил трем коллегам – Владимиру Булекову, Александру Ковалеву и Геннадию Тибушкину. Музей открыть так и не удалось, но у картин Николая Шеина стараниями его друзей появилась вторая жизнь. Их представляли на самарских и московских выставках, они появились в музейных собраниях и частных коллекциях. Так, двадцать лучших произведений мастера пополнили фонды Самарского областного художественного музея, а две картины были переданы в дар Третьяковской галерее. Это произошло летом 1989 года – после того, как выставка картин Николая Шеина с успехом прошла в Москве, в галерее на Арбате.
В 2014-м в Самаре в серии "Прекрасного след" вышел альбом (16+), посвященный творчеству самобытного художника.
С нынешней экспозицией "Белый свет" самарские любители живописи смогут познакомиться до 1 мая.