Башни, войлочные ковры и картины из рыбьей кожи: в Самаре прошли Дни культуры Ингушетии

В этом году Ингушетия отмечает 100-летие со дня своего образования. К юбилейной дате были приурочены Дни культуры этой республики, которые прошли в Самаре в последние дни лета.

Фото: Юлия Рубцова

Фото: Юлия Рубцова

Фото: Юлия Рубцова

Фото: Юлия Рубцова

Фото: Юлия Рубцова

Фото: Юлия Рубцова

Фото: Юлия Рубцова

Фото: Юлия Рубцова

Фото: Юлия Рубцова

Фото: Юлия Рубцова

Центральным событием стала выставка "Ингушетия. Страна башен и искусных мастеров" (6+), прошедшая в историко-краеведческом музее имени П. В. Алабина. На ней были показаны более восьмидесяти произведений, созданных известными живописцами и мастерами декоративно-прикладного искусства в различных жанрах и техниках.

Экскурсию по выставке провел один из ее авторов, художник Тимур Мартазанов. Он рассказал в том числе и о национальных традициях и символах, связанных со строительством башен. Многие из них были запечатлены на представленных картинах.

- Захватить эти башни было практически невозможно, - рассказал художник. - Защитники могли выдержать осаду в течение долгого времени.

Рассказал Мартазанов и о других символах, заложенных в работах осетинских художников. Здесь можно увидеть, например, фигурку человека на дальнем плане, который уходит куда-то вдаль - возможно, в поисках правды. Или силуэт ангела с зурной в руках, возвышающийся над людьми.

Пожалуй, самые удивительные работы представила художница Лида Оздоева. Ее коллажи созданы с помощью картона, а также кожи кальмара и семги. Кожу красят на фабрике в разные цвета. В этой технике автор создает и декоративные, и философские работы, и выразительные лирические пейзажи ("Лодка в тумане", "Снежная осень").

- Технология создания изделий из кальмара появилась совсем недавно, - рассказала автор. - А вот кожу семги у нас используют в течение нескольких веков для создания разных вещей. Она крепче бычьей. Правда, картин в этой технике раньше не было.

Несколько разделов экспозиции были посвящены женским национальным костюмам. Здесь зрители увидели надетые на манекены и куклы традиционные одежды ингушек, познакомились с особенностями декора. Некоторые костюмы практически не изменили свой облик со времен Средневековья. Другие испытали влияние городской моды начала двадцатого века.

Большой интерес у посетителей вызвали работы, показанные ассоциацией ингушских мастериц "Истинг". Это цельные войлочные ковры с нашивным узором из тесьмы или кожи. Мастерицы продолжают древние традиции своего народа. Самая объемная композиция из ручного войлока, созданная Залиной Хамхоевой, называется "Вахар. Жизнь".

Еще один раздел выставки посвящен традиционным бытовым изделиям из меди - это кувшины, рукомойник, кружки. Можно было увидеть на выставке и деревянную утварь ингушей.

Многовековые традиции продолжают мастера, которые представили на выставке панно, вырезанные на досках из липы.

Материал по теме

Полная версия