Арт-рецепты: в галерее "Виктория" завершается необычный проект

В начале февраля закроется выставка "Застолье" (18+), состоявшая из нескольких перформансов. Предпоследний, четвертый по счету, провела московская художница Ксения Тимофеева.

Фото: Ксения Аитова

Застолье № 4 должно было стать завершающим, пока в программе не появился еще один дополнительный перформанс. В четвертую неделю проекта московский художник Ксения Тимофеева представила импровизированный ужин, в котором большое значение имели пластическая и звуковая составляющие действия.

Перформеры (хореографы Юлианна Авраменко и Родион Уваров) нарезали овощи, ели апельсины, выдавливали сок, бросали в него лед, пили, ели, рвали на части, шуршали, полоскали, разламывали. Все это было подзвучено закрепленными на участниках микрофонами. Партнеры реагировали телом на звуки, издаваемые другим, порой гипертрофированно. Звуки тоже извлекались максимально выразительно и громко.

По замыслу художницы, в этом перформансе участники должны были быть друзьями, но происходившее можно было прочитать и как историю семейной жизни, в которой постепенно нарастает напряжение. Его раздражает, как она булькает водой, а ее - его чавкание, и кажется, ему все больше нравится выводить ее из себя, и он издает все больше неприятного. Хотя в этом оба партнера устраивают настоящее соревнование. В перформансе вообще ярко представлена физиологическая сторона поглощения пищи, и это далеко не всегда благозвучно. И когда она с тарелкой нарезанных овощей и фруктов выходит к зрителям, кажется, что перед нами конец истории этой пары.

Тимофеева известна работой с едой и звуками. Ее "Застолье" проходит в пятый раз и все время принимает разные формы - знакомства, романтического свидания или праздника. Художницу интересует еда как средство коммуникации и тема витального.

Проект "Застолье" работал весь январь, когда еще были свежи воспоминания о праздниках, традиционно связанных с едой. Пища и процесс ее поглощения выступали в проекте в разных значениях и были связаны то с памятью, то с грузом повседневности, то с общением.

Художница Снежана Михеева открывала "Застолья" высказыванием на женскую тему "Она занята работой", в котором резала перед зрителями лук.

Анастасия Альбокринова, теперь нечасто выступающая как художница, показала перформанс "Дыхательная партитура № 1. Посв. Тамаре Ивановне". Зрители ели кутью из сервиза, доставшегося Анастасии от бабушки. Перформеры под белой тканью, постеленной на стол, исполняли дыхательную партитуру, написанную Ню Симакиной. Несколько бабушкиных тарелок разбили. В тексте, произнесенном на перформансе, художница рассуждала о хрупкости живого, отличающей его от мертвого: "Ведь то, что цело - мертво, а то, что может разбиться - живо".

 На третьем "Застолье" художник Максим Молох разделал и "съел" вместе со зрителями главное животное своего творчества - антилопу, изготовленную из папье-маше. "Внутренностями" туши служил виноград.

Проект завершится 2 февраля перформансом "Колор-фуршет + 0 калорий" (18+) самарского художника Олега Захаркина. В сеансе дерзкой живописи смогут принять участие все желающие. Автор приглашает к творческой "трапезе" - рисовать нужно будет на горизонтальном пространстве холста, обозначающем накрытый скатертью стол.

Материал по теме

Полная версия