Архитекторы из "дома птиц": самарские предприниматели восстанавливают историческое наследие города
В 2020 году дом мещанина Ксенофонта Гаркина обрел новую жизнь. Его обновлением занялись Ирина Фишман и ее муж Александр Шуткин. А уже в 2022-м туда переехало их архитектурное бюро. О работе и восстановлении исторического наследия Самары Ирина подробно рассказала ИА sovainfo.ru.
Архитекторам – от мещан
"Дом с птицами" строили в середине XIX века. Он находится на улице Молодогвардейской, 93. Двухэтажка встречает гостей небольшими фигурками птиц на фасаде и старой кирпичной аркой.
В 1842 году участком владел мещанин Виссарион Алисов. Его подворье тогда стояло на окраине Самары. В тот период она относилась к Симбирской губернии. Через 17 лет участок купил представитель того же сословия Ксенофонт Гаркин. Там он и построил одноэтажную торговую лавку и каменно-деревянный жилой дом.
После смерти Гаркина в конце XIX века зданием владела его дочь Варвара. Появился второй этаж, а вместо лавки открылся доходный дом. Наследница сдавала в нем две квартиры по 60 рублей в год (килограмм хлеба тогда стоил 10-20 копеек, а 1 кг черной икры – 3 рубля 20 копеек).
Фото: предоставлено Ириной Фишман
После революции уникальное здание адаптировали под коммуналку. Квартиры переходили из рук в руки, позже у здания появился один собственник. А в 2020 году двухэтажку выкупили Ирина и Александр.
– К тому моменту это был цельный объект с незавершенным ремонтом, – говорит Фишман. – Причем на фасаде заметили двух нарисованных снегирей. Ими предыдущая хозяйка хотела перекрыть граффити. Отсюда и его название – "дом птиц". Рисунок убрали вместе со старой штукатуркой, но идею сохранили и установили на фасаде керамические фигурки пернатых.
Дали вторую жизнь
Одна из особенностей дома Гаркина – его статус. Он не охраняется государством и не является объектом культурного наследия (ОКН). При этом здание формирует исторический облик Молодогвардейской, входит в список ценных градоформирующих объектов исторического поселения Самара и доступно для реконструкции с учетом соседства с ОКН.
По словам Фишман, такие постройки подходят для малого и среднего бизнеса. Она уверена: зачастую предприниматели дают вторую жизнь подобным зданиям.
– Главное – желание, – рассказывает архитектор. – Свой дом мы купили всего за 2,2 млн рублей – стоимость условной хрущевки где-нибудь на Аэродромной. Причем у нас сохранились крепкие стены и рабочие инженерные сети.
При ремонте дома новые хозяева стремились сохранить исторический облик. В интерьере сняли гипсокартон и расширили площадь первого этажа. В ходе работ были найдены качественный оригинальный кирпич, дореволюционные гвозди и аптечные пузырьки того времени.
Фото: предоставлено Ириной Фишман
Также провели ревизию перекрытия между первым и вторым этажами: когда снимали доски, обнаружили внутри землю и мышиный помет – "утеплители" того времени.
Основные расходы пришлись на обновление крыши. Хозяева сохранили ее исторический уклон, установили новую стропильную систему и снегозадержатели, очистили кирпич примыкающей стены соседнего здания от копоти прошлых пожаров. С появлением в начале ХХ века более высокого соседнего дома (№ 95 на Молодогвардейской) кровля "дома птиц" частично опирается на его стену.
– Летом 2023 года мы решили заменить мощение в проезде и обратили внимание на цоколь, – продолжает Ирина Фишман. – Под старым асфальтом промокала стена. Ее нижняя часть крошилась. По совету знакомых реставраторов мы заполнили утраченные фрагменты кирпичной крошкой с раствором, а примыкающий проезд замостили полнотелым печным кирпичом на песчаной подушке. Цоколю сделали гидроизоляцию и отделали нашим жигулевским известняком, характерным для большинства исторических зданий Самары.
Фото: предоставлено Ириной Фишман
В итоге с учетом средств, вложенных в ремонт, стоимость квадратного метра для владельцев вышла не более 95 тысяч рублей. С приходом тепла фасад и арку хотят покрыть лаком и камнеукрепителем – реставрационным материалом.
Пережили потоп
38 квадратных метров в соседнем доме (Молодогвардейская, 91) архитекторы сдают местной художнице. Остальной его частью владеет их сосед – дядя Миша. С ним же делят кирпичный пятидесятиметровый подвал высотой 2,5 метра, который с 3 по 10 января переживал потоп.
– Дядя Миша позвонил нам и сказал, что его квартира превратилась в сауну, – вспоминает Ирина. – Оказалось, что прорвало трубу отопления во дворе. Кипяток заливал подвал.
Аварию устранили, но стена дома покрылась трещинами. И все же коммунальные риски и трудности с ремонтом уникальных зданий – не такая уж проблема по сравнению с тем, что в итоге получили владельцы. Ирина подчеркивает: ощущения от работы в историческом центре города только положительные. После переезда из офиса в дом 1859 года постройки выросла и производительность труда.
– Наш новогодний корпоратив прошел во дворе. В этом весь кайф исторической части города, – уверяет архитектор. – В шаговой доступности – уютные рестораны, площадь Куйбышева и Ленинградка. Ты находишься в центре событий, но работаешь, по сути, на даче. Отсюда не хочется уходить.
Фото: Артем Элекин (фотобанк sovainfo.ru)
Принимают гостей
Работу и восстановление исторического наследия архитекторы совмещают с организацией общественных и культурных событий. Их проводят во дворе "дома птиц".
В августе 2023-го вместе с музеем имени Алабина – победителем гранта фонда Потанина "Музей 4.0" – открыли бесплатную выставку во дворе "Время 18:59" (6+). Мероприятие посвятили самым значимым событиям 1859 года, в котором был построен "дом птиц". Были и уникальные экспонаты. Например, французская карта мира 1859-го. На ней Аляска еще входила в состав Российской империи. Также самарцы могли посетить "кабинет для чтения" с книгами, опубликованными в 1859 году.
Фото: предоставлено Ириной Фишман
В октябре архитекторы принимали гостей городского фестиваля "Назад в город" (0+), организованного галереей "Виктория". Тогда на обустроенном во дворе амфитеатре прошли лекция и концерт. Интерактивную программу связали с событием того же периода, но на другом континенте – распространением кроликов по Австралии в октябре 1859 года. Для атмосферы был объявлен open call для художников, и во дворе разместились несколько арт-объектов, посвященных этим зверькам.
– Важно, чтобы люди видели в исторических домах не груду кирпичей, а свидетелей знаковых событий, через которые прошел мир, – объясняет Ирина Фишман. – Стараемся показать это самарцам. В том числе через культурные события. Идеи для новых лекций и выставок у нас есть.