Акварельные фантазии: в Самаре проходит выставка произведений Вячеслава Сухова
Экспозиция "Товарищ Сухов" (0+), приуроченная к 75-летию самарского мастера, открылась 16 мая в выставочном зале регионального отделения Союза художников. На юбилейной выставке можно увидеть несколько десятков акварелей художника, созданных в разные годы. Среди них есть и работы, написанные в последнее время. С произведениями Вячеслава Сухова можно познакомиться до 3 июня.
Искусство акварели в последнее время стало редким. По крайней мере, в Самаре им владеют на высоком уровне немногие. Вячеслав Сухов - один из наиболее своеобразных самарских графиков, который работает в этом направлении.
Акварелью он увлекся, будучи студентом Пензенского художественного училища имени К. Савицкого. Параллельно занимался монотипией.
- Акварели созвучны мне, - объясняет свой интерес к этому виду искусства Вячеслав Сухов. - Каждое произведение, на мой взгляд, - своего рода анатомия художника. Если пишешь душой, кисть сама подсказывает, что делать. Акварель требует большей внимательности, созерцательности. А в монотипии больше случайностей, и в их хороводе сложно разобраться. Но она дает большую свободу. Я поставил себе задачу совместить две эти техники. Стараюсь, чтобы в моих работах не было ничего лишнего. Наверное, во многом на меня повлияла пензенская живописная школа - она более сдержанна, чем другие. Произведение не должно быть перегружено ничем лишним. В каком жанре оно создано - это неважно. Главное - как ты подходишь к теме. А рисовать можешь что угодно - хоть цветочки.
Камерные, почти монохромные работы художника, выполненные обычными акварельными красками на мелованной бумаге, обладают странным свойством. Они завораживают, не отпускают от себя. Вглядываясь в них, можно открывать в этих работах все новые глубины. Даже если это натюрморты или интерьеры. Знакомые нам предметы преображаются в акварелях мастера, и перед нами предстает одухотворенный мир. Его пространство насыщается цветовой гармонией, а люди становятся странными существами с вытянутыми телами, загадочными грустными ликами и руками, похожими на ангельские крылья.
Интерьеры комнат, "населенных" обычными вещами, у Сухова приобретают символический смысл. Таковы акварели "Детство", "Война", "Трудное время".
Многие работы Вячеслава Сухова лаконичны, и в то же время в них чувствуется какая-то недосказанность. Мастерски владея искусством создания света и теней, художник порою строит свой мир из сновидений и миражей. Это отличает, например, акварели "Видение", "Королева", "Сон".
На выставке можно увидеть и символические композиции художника, которые не сразу поддаются разгадке и требуют размышлений. Это, например, такие произведения, как "Космос", "Пришельцы", "Двое", "Вечность", "Юность.
В последних работах мастер часто обращается к пейзажам, и они у него пронизаны светом. Мягкие цветные линии создают ощущение тишины и покоя. Ими наполнены акварели "Утро", "Тишина", "Осень", "Птичка".
Несколько экспрессивных мазков - и природа становится беспокойной, мы видим взвихренные волны и яхту с напряженным белым парусом (работа "Волга").
В течение почти тридцати лет Вячеслав Сухов делился секретами своего искусства с учениками, преподавая в самарской детской художественной школе № 1. При этом он никогда не требовал от них, чтобы они шли его путем.
- Школа - это замечательно, но она дает лишь первый толчок, - считает художник, - а потом надо окунуться в себя. Главное для художника - быть индивидуальностью. Суметь выразить свою душу...