История от первого лица: как не попасться в руки мошенников, имитирующих работу службы безопасности банка
Ксения Морозова /
Одна из самых популярных в последнее время афер набирает обороты в Самарской области.
Мы умнее тех, кто хочет оставить нас в дураках. Так думают многие. К сожалению, это не всегда верно.
За последний месяц в ТРК "ГУБЕРНИЯ" обратились несколько жителей областного центра, попавшихся на одинаковые уловки мошенников. Мы узнали подробности у одной из потерпевших. Причина, по которой Юля (назовем ее так) написала нам в редакцию, проста: девушка решила сделать все возможное, чтобы ее ошибку больше никто не повторил.
"Меня это не коснется"
Все произошло в середине рабочего дня. Девушка была занята, когда в очередной раз зазвонил телефон, поэтому ответила не глядя. Мужской голос на другом конце провода поздоровался, назвав ее по имени-отчеству, и представился сам — Алексеем, специалистом службы безопасности банка, в котором обслуживалась Юля.
— Скажите, за прошедшие полчаса вы совершали переводы с вашей карты? — поинтересовался он.
Девушка не пользовалась платежным средством больше суток. Тогда мужчина сообщил, что с ее счета прямо сейчас пытаются списать деньги.
Давайте разберемся
После непродолжительного ожидания трубку поднял другой человек, представившийся Дмитрием. Началась череда уточняющих вопросов: когда в последний раз пользовались картой, сообщали ли кому-нибудь ПИН-код, не замечали ли считывающих устройств и дополнительных камер на банкоматах. В числе прочего "старший специалист" уточнил, какой остаток на счету помнит девушка. Юля призналась:
— Где-то 10 или 11 тысяч, точнее не скажу...
Как выяснилось, проверить необходимо было и остальные карты. Кредитку другого банка тоже. Дмитрий любезно пояснил, что переведет на службу поддержки той финансовой организации.
— После разговора вас снова соединят со мной, — добавил он.
Несколько секунд ожидания на линии и из телефона послышался голос третьего мужчины. Девушка объяснила ситуацию, назвала номер карты. Специалист постучал по клавиатуре и выдал заключение:
— Никаких подозрительных операций по этой карте не проводилось. Все в порядке.
Вскоре Юля вновь услышала Дмитрия.
Опасный момент
— Постойте. Я не буду сообщать вам эту информацию. Может, вы вообще не работник банка. Откуда мне знать?! Но даже им эти цифры незачем.
— Юлия Владимировна, я действую по регламенту. Это стандартная процедура. Давайте для начала я отправлю вам смс с официального короткого номера нашего банка, чтобы вы убедились, что все в порядке. Только сотрудники могут это делать, вы же знаете?
Тут же на телефон действительно пришло сообщение. Юля открыла беседу. Пролистала вверх, чтобы убедиться в подлинности номера. Предыдущие сообщения от банка действительно были на месте. Но вот что после всей этой ситуации девушка объяснить не смогла: она проверила историю сообщений в той ветке, куда пришло новое смс, но читать его почему-то не стала. Как выяснилось, зря. Это было автоматическое уведомление, спровоцировать которое мошенники могли очень легко.
— Да, ладно, вижу смс. Что дальше? — уточнила она.
Мужчина продолжал:
— Отлично. Теперь я переведу вас в тональный режим. Когда вы услышите идеальную тишину, назовите три цифры с оборота карты.
Потом по этой же схеме были названы пароли из смс о списании сумм от 9 до 10 тысяч рублей. Как объяснял специалист, при помощи голосовых команд владельца карты система блокирует мошеннические действия. Кстати, после каждого пароля в тональном режиме Дмитрий просил девушку добавлять фразу "отмена списания". Затем мужчина сказал, что должны прийти три сообщения об отмене. Их не было. Он любезно предложил подождать вместе и не класть трубку, чтобы Юля не беспокоилась. Когда первое смс все же было получено, мужчина попрощался и отключился.
Когда все три сообщения дошли до адресата, прилетело и четвертое: "Карта заблокирована во избежание мошенничества. Необходим перевыпуск".
Горькая правда
Ситуация не закончилась катастрофой: ни одно списание не прошло. Деньги уцелели, благодаря отличной работе настоящей службы безопасности. Но потратив почти час на общение с мошенниками, прождав около недели новую платежную карточку и почувствовав себя по-настоящему обманутой, Юля твердо решила предать эту историю огласке.
Подведем итоги
В эксклюзивном интервью ТРК "ГУБЕРНИЯ" специалист дал один простой совет: в любой непонятной ситуации можно положить трубку и перезвонить по телефону, номер которого указан на оборотной стороне платежной карты. Там разрешат любые вопросы: от проверки баланса до блокировки подозрительных операций по счету.
Добавим, что сообщения о случаях мошенничества с началом лета участились. Так, например, у жителей Сызрани массово пытались украсть средства с банковских карт. Сначала на телефон якобы с номера "900" приходили смс о списании денег со счета. На самом же деле две последние цифры были заменены буквами "ОО". Затем звонили злоумышленники под видом сотрудников банка и выясняли полные данные карты.
С недавних пор мошенники при помощи специальных программ могут подменить свои номера телефонов на официальные банковские. После такого звонка у их жертв практически не остается сомнений в том, что разговор ведется с официальными представителями финансовых организаций.
Также жители губернии столкнулись с мошенничеством в формате опросов. Одним в WhatsApp приходили сообщения от "известных брендов" с предложением ответить на несколько вопросов и получить интернет-трафик в подарок. Другим рекламировали опрос от лица одного из крупнейших банков страны, за прохождение которого сулили солидное вознаграждение. Но деньги не приходили, а списывались с карты.
Злоумышленники орудуют не только в интернете и посредством телефонной связи. Недавно в Самаре завели уголовное дело на бывшего страхового агента. Девушка успела продать почти 40 полисов-двойников ОСАГО.
Мы умнее тех, кто хочет оставить нас в дураках. Так думают многие. К сожалению, это не всегда верно.
За последний месяц в ТРК "ГУБЕРНИЯ" обратились несколько жителей областного центра, попавшихся на одинаковые уловки мошенников. Мы узнали подробности у одной из потерпевших. Причина, по которой Юля (назовем ее так) написала нам в редакцию, проста: девушка решила сделать все возможное, чтобы ее ошибку больше никто не повторил.
"Меня это не коснется"
Фото: pixabay.com
— Я сама раньше не придавала значения подобным рассказам. Все методы "разводов" казались достаточно простыми, чтобы их вовремя распознать. Несколько раз я сталкивалась с мошенниками, но никогда не поддавалась их методикам. Помню, как объясняла бабушке принципы работы телефонных аферистов, чтобы она, не дай бог, не стала для них легкой добычей. Что сказать... Бабушку хвалю — держится. А я все же попалась. Да так, что самой стыдно, — признается Юля.
Все произошло в середине рабочего дня. Девушка была занята, когда в очередной раз зазвонил телефон, поэтому ответила не глядя. Мужской голос на другом конце провода поздоровался, назвав ее по имени-отчеству, и представился сам — Алексеем, специалистом службы безопасности банка, в котором обслуживалась Юля.
— Скажите, за прошедшие полчаса вы совершали переводы с вашей карты? — поинтересовался он.
Девушка не пользовалась платежным средством больше суток. Тогда мужчина сообщил, что с ее счета прямо сейчас пытаются списать деньги.
Давайте разберемся
Фото: pixabay.com
Кроме голоса, сообщившего ей пренеприятнейшее известие, из телефонной трубки Юля слышала "жужжание" офиса контактного центра и десятки других голосов. Отличить фразы было невозможно, но складывалось ощущение бурлящей работы. Собеседник разговаривал вежливо и оживленно, даже торопливо. Отчего казалось, что медлить нельзя, иначе деньги пропадут. Алексей объяснил: атака происходит через личный кабинет, который взломали. Попросил не беспокоиться, так как все переводы заморожены. И, наконец, сказал, что соединит со старшим специалистом, который поможет разобраться в ситуации.
После непродолжительного ожидания трубку поднял другой человек, представившийся Дмитрием. Началась череда уточняющих вопросов: когда в последний раз пользовались картой, сообщали ли кому-нибудь ПИН-код, не замечали ли считывающих устройств и дополнительных камер на банкоматах. В числе прочего "старший специалист" уточнил, какой остаток на счету помнит девушка. Юля призналась:
— Где-то 10 или 11 тысяч, точнее не скажу...
Как выяснилось, проверить необходимо было и остальные карты. Кредитку другого банка тоже. Дмитрий любезно пояснил, что переведет на службу поддержки той финансовой организации.
— После разговора вас снова соединят со мной, — добавил он.
Несколько секунд ожидания на линии и из телефона послышался голос третьего мужчины. Девушка объяснила ситуацию, назвала номер карты. Специалист постучал по клавиатуре и выдал заключение:
— Никаких подозрительных операций по этой карте не проводилось. Все в порядке.
Вскоре Юля вновь услышала Дмитрия.
Опасный момент
Фото: pixabay.com
После всех подготовительных этапов, которые, надо сказать, заняли приличное количество времени, пришла пора активных действий. Чтобы отменить операции по зарплатной карте, специалист попросил назвать код подразделения банка, в котором была получена карта. Девушка, естественно, его не помнила. Тогда специалист предложил продиктовать три цифры с оборота пластиковой карты — CVC-код. В этот момент Юля заподозрила неладное. Дмитрий начал было объяснять о тональном режиме, в котором необходимо произнести заветный код. И что якобы сотрудники банка не получат эту информацию. Но собеседница его прервала:— Постойте. Я не буду сообщать вам эту информацию. Может, вы вообще не работник банка. Откуда мне знать?! Но даже им эти цифры незачем.
— Юлия Владимировна, я действую по регламенту. Это стандартная процедура. Давайте для начала я отправлю вам смс с официального короткого номера нашего банка, чтобы вы убедились, что все в порядке. Только сотрудники могут это делать, вы же знаете?
Тут же на телефон действительно пришло сообщение. Юля открыла беседу. Пролистала вверх, чтобы убедиться в подлинности номера. Предыдущие сообщения от банка действительно были на месте. Но вот что после всей этой ситуации девушка объяснить не смогла: она проверила историю сообщений в той ветке, куда пришло новое смс, но читать его почему-то не стала. Как выяснилось, зря. Это было автоматическое уведомление, спровоцировать которое мошенники могли очень легко.
— Да, ладно, вижу смс. Что дальше? — уточнила она.
Мужчина продолжал:
— Отлично. Теперь я переведу вас в тональный режим. Когда вы услышите идеальную тишину, назовите три цифры с оборота карты.
Потом по этой же схеме были названы пароли из смс о списании сумм от 9 до 10 тысяч рублей. Как объяснял специалист, при помощи голосовых команд владельца карты система блокирует мошеннические действия. Кстати, после каждого пароля в тональном режиме Дмитрий просил девушку добавлять фразу "отмена списания". Затем мужчина сказал, что должны прийти три сообщения об отмене. Их не было. Он любезно предложил подождать вместе и не класть трубку, чтобы Юля не беспокоилась. Когда первое смс все же было получено, мужчина попрощался и отключился.
Когда все три сообщения дошли до адресата, прилетело и четвертое: "Карта заблокирована во избежание мошенничества. Необходим перевыпуск".
Горькая правда
Фото: pixabay.com
— Я себя почувствовала так глупо! Но еще надеялась, что это ошибка. Позвонила на короткий номер. Слегка хамоватая женщина (вот он — сервис настоящего банка!) ответила, что меня обманули. И так как все данные карты известны мошенникам, пластик нельзя разблокировать. Необходимо было заказывать новый.
Ситуация не закончилась катастрофой: ни одно списание не прошло. Деньги уцелели, благодаря отличной работе настоящей службы безопасности. Но потратив почти час на общение с мошенниками, прождав около недели новую платежную карточку и почувствовав себя по-настоящему обманутой, Юля твердо решила предать эту историю огласке.
Подведем итоги
Фото: pixabay.com
Первый заместитель руководителя департамента информационной безопасности Центробанка России Артем Сычев отнес этот вид мошенничества к наиболее опасным и действенным методам. Получение доступа к необходимой информации с применением психологических тонкостей называют социальной инженерией. Задача злоумышленников — спровоцировать нас на конкретные действия. Ради этого готовы потратить время, сымитировать работу целого офиса и прибегнуть к другим хитростям.
В эксклюзивном интервью ТРК "ГУБЕРНИЯ" специалист дал один простой совет: в любой непонятной ситуации можно положить трубку и перезвонить по телефону, номер которого указан на оборотной стороне платежной карты. Там разрешат любые вопросы: от проверки баланса до блокировки подозрительных операций по счету.
Добавим, что сообщения о случаях мошенничества с началом лета участились. Так, например, у жителей Сызрани массово пытались украсть средства с банковских карт. Сначала на телефон якобы с номера "900" приходили смс о списании денег со счета. На самом же деле две последние цифры были заменены буквами "ОО". Затем звонили злоумышленники под видом сотрудников банка и выясняли полные данные карты.
С недавних пор мошенники при помощи специальных программ могут подменить свои номера телефонов на официальные банковские. После такого звонка у их жертв практически не остается сомнений в том, что разговор ведется с официальными представителями финансовых организаций.
Также жители губернии столкнулись с мошенничеством в формате опросов. Одним в WhatsApp приходили сообщения от "известных брендов" с предложением ответить на несколько вопросов и получить интернет-трафик в подарок. Другим рекламировали опрос от лица одного из крупнейших банков страны, за прохождение которого сулили солидное вознаграждение. Но деньги не приходили, а списывались с карты.
Злоумышленники орудуют не только в интернете и посредством телефонной связи. Недавно в Самаре завели уголовное дело на бывшего страхового агента. Девушка успела продать почти 40 полисов-двойников ОСАГО.