Валерий Баринов: "Я каждый раз жду провала, что все поймут: я 50 лет морочу людям голову"

Валерий Баринов сыграл роли почти в двухстах фильмах, полусотне театральных и телевизионных спектаклей. Его голосом говорит персонаж Мигль в знаменитом российском мультсериале "Незнайка на Луне". Народный артист РФ вместе с коллегами из Московского ТЮЗа стал участником региональной программы Фестиваля премии "Золотая Маска" в Новокуйбышевске. 14 ноября на сцене Дворца культуры состоялся показ спектакля "Скрипка Ротшильда" в постановке Камы Гинкаса по рассказу Антона Чехова. Накануне Валерий Баринов дал эксклюзивное интервью в эфире программы "Культурные люди" на Самарском губернском радио. Ведущий актер МТЮЗа рассказал о том, почему "физически" на всю жизнь теперь он связан с Самарой, каково его представление о счастье и что значит жить в разных городах одновременно, зачем перед каждым спектаклем народный артист РФ ждет провала и почему впервые смотрел на Париж "как через стекло аквариума".

Самара – один из самых театральных городов России, говорит Валерий Баринов. Здесь как нигде любят театр. Сюда он всегда с удовольствием приезжает в качестве артиста. Здесь живет его однокурсница и давняя подруга Жанна Романенко (Надеждина) – актриса Самарского драмтеатра, народная артистка РФ. С городом на Волге Валерий Александрович волею судьбы оказался связанным и душой, и телом – в буквальном смысле.

О Самаре и оставленном "кусочке тела"

- Это был 1973 год, мой первый приезд в Самару. Я работал тогда в "Александринке" в Ленинграде, мы играли спектакль "Жизнь Сент-Экзюпери". Еще в старой филармонии в Самаре, как сейчас помню. У меня с этим зданием много связано воспоминаний. Играли мы каждый день, жили в гостинице "Волга". И вот заканчивались уже гастроли, на последнем спектакле у меня заболел живот. Сразу боль такая, резкая. Я вышел на поклон довольно спокойно, согнулся и ушел согнувшись. Оказалось, что у меня аппендицит, и надо срочно оперировать. Меня отвезли в больницу имени Пирогова, вырезали кусочек моего тела и оставили здесь в Самаре. Поэтому этот город для меня тоже родной.

О первой поездке в Париж

- Я очень люблю Эдит Пиаф, я очень люблю Францию, я очень люблю Париж. Первый раз в Париж я попал в 1978 году, он, конечно, тогда был совсем другим. Это был первый для меня город "дальнего зарубежья", капиталистический город. До этого я бывал только в Софии, Варшаве, Праге, и вот я впервые попал во Францию. Это были совершенно другие ощущения. Во-первых, мы смотрели на эти магазины. Денег у нас не было никаких, совсем. Мы смотрели на этот мир, как будто через стекло аквариума. Это все видишь, можно даже зайти в магазин, померить пиджак, но потом сказать: нет, цвет не подходит, не беру! (Смеётся.) Это был фестиваль "Парижская осень", и мы, молодёжь, были приглашенными, смотрели спектакли. Тогда я познакомился, кстати, и с режиссером Питером Бруком.

"Где я?"

- Когда я просыпаюсь, первым делом спрашиваю: "Где я?" Однажды я жил не просто одновременно в трех гостиницах в разных городах, но еще и в разных странах. Я жил в Польше, Киеве и в Челябинске. И летал. И везде у меня были вещи. И доходило до того, что я ночью просыпался, шел в ванную комнату, стучал в дверь, как мне казалось, а там стена. Бац! Ааааа, это у меня в другой гостинице, другом городе ванная так расположена. Такое бывало. Поэтому я просыпаюсь и думаю: "Где я?" И я очень радуюсь, когда понимаю, что я за городом, в своем большом деревянном доме, что я буду что-то приятное делать.

"Терпи, но не жди"

- Когда я пошел учиться, начались муки творчества – самые сладкие муки. Если бы я написал письмо самому себе тогдашнему, я бы написал: "Терпи, но не жди! Терпи, но будь готов, тебе приоткроют дверь, скажут "входи!", а ты вдруг скажешь "ой, подождите, я не успел снять ботинки", и дверь захлопнется. Нет, ты должен быть готов. Сразу встал и пошел!" Вот это такое мое кредо.

"Я морочу людям голову"

- Я всегда боюсь перед каждым спектаклем. Перед каждым новым показом я жду провала. В принципе, я для себя решил, что как только у меня этот страх пропадет, я уеду в деревню, буду делать только табуретки и не буду заниматься актерской профессией. У меня существует уверенность в том, что я сыграю все, что угодно. Даже телефонную книгу – если ее поставят, как говорят у нас артисты. Я точно знаю, что как бы мучительно ни шли репетиции, в конце концов, я все равно увижу свет в конце тоннеля. Не обязательно все будут в чёрном, а я в белом прям фраке, но в сером буду обязательно! То есть я как-то обязательно сыграю. Но каждый раз я жду, что вот сейчас выйду на сцену, заговорю, и все поймут, что я 50 с лишним лет морочу людям голову и никакой я не артист, ничего у меня не получается.

О счастье
- Вы знаете, когда-то я давал интервью, у меня спросили: "Что такое счастье?" А я тогда был молодым артистом, получил приз за лучшее исполнение мужской роли. И вот "Комсомольская газета", тогда такая была, спросила о моем представлении счастья. Я сказал, что мое представление о счастье – это ощущение перспективы. То есть мне сегодня хорошо, а если я знаю, что завтра будет еще лучше, тогда я счастлив. Это было не так глупо. Но потом жизнь поправила меня. Я, так много ожидая, что завтра жизнь будет лучше, очень много пропустил сегодня. Но как ни странно, вот у меня уже солидный возраст (27 ноября 2020 года Валерий Баринов отмечает 75-летний юбилей. – Прим. ред.), но вот это вот ощущение перспективы – оно все равно остается моим счастьем. И конечно, еще и ощущение того, что вот сегодня мне хорошо.

О прелести профессии

- Понимаете, чем хороша профессия актёра? Что бы с тобой ни происходило: горе, несчастье, беда, предательство, все, что угодно, любовь – ты все это, испытывая и переживая, помимо всего прочего, откладываешь в свою актёрскую копилку. Откладываешь в свой уголочек сердца, который называется "театр". И обязательно когда-нибудь ты это используешь. Пусть через много лет. Каждый раз, когда мне было плохо и я не видел выхода, кто-то мне сзади шептал: "Запомни, запомни, пригодится, будешь играть – вспомнишь это состояние". В этом прелесть этой профессии.

Вот, кстати, еще одно ощущение счастья: я беру расписание и читаю названия спектаклей, в которых я играю, и, допустим, написано – "14-е число. "Скрипка Ротшильда" - и мне хорошо! Это очень сложный спектакль, очень! Физически, психологически. Я в день этого спектакля не снимаюсь, ничего не делаю, и после мне трудно отойти от него. Но я счастлив, что через это пройду. Наверное, я правильно выбрал профессию!


Фото: Алена Власова

Материал по теме

Полная версия