Алла Сурикова: "Дети должны смотреть фильмы о войне"
В Самару на международный фестиваль "Кино - детям" съехались мэтры отечественного кинематографа. Одним из них стала знаменитый режиссер и сценарист, народная артистка РФ Алла Сурикова. Широкому зрителю Алла Ильинична известна режиссурой таких картин, как "Человек с бульвара Капуцинов", "Суета сует", "Ищите женщину", "Будьте моим мужем" и многим другим, давно ставшим классикой.
"Перехватить" легенду, работавшую с Табаковым, Мироновым, Караченцевым и пр., и поговорить с ней о нынешнем состоянии кинематографии в России - большая удача. Удача, которая улыбнулась ведущему программы "О чем говорят" Леониду Ваксину.
- Думаю, что живо и процветает. Так хочется верить в это. Много лет назад я заканчивала курсы режиссеров детского кино. Были тогда такие спецкурсы - государство особо заботилось о будущем поколении, зная, что сегодня это дети, а завтра - наше общество и народ. Так вот, я их закончила и считаю, что все мои картины - может быть, кроме одной - можно смотреть с детьми. Скажем, "Человек с бульвара Капуцинов". Этот фильм посмотрело очень много миллионов зрителей, в том числе и, думаю, миллионы детей. Моя подруга Вика Токарева, когда я сняла этот фильм, попросила меня подарить ей копию. Вернее, одолжила у меня ее - тогда сделать копию было очень сложно. А когда я попросила вернуть - отказалась. Я спросила ее: "Почему?". А она ответила: "Понимаешь, когда ко мне приходят родители с детьми, я ставлю твой фильм, и мы можем 1,5 часа спокойно разговаривать".
Поэтому сложно сказать, где та грань между детским кино и взрослым, которое можно смотреть всей семьей. Сейчас, кстати, все режиссеры стремятся назвать свои фильмы "семейным". "Семейный" фильм имеет хороший прокат, а у "детского" его почти нет. Так что пусть называется семейным, главное - чтобы детям его можно было смотреть и с родителями, и без.
- Расскажите поподробнее про фильм "Солдатик", который Вы привезли на фестиваль.
- Это как раз семейная картина. Она основана на реальных событиях. Главный герой - 6-летний мальчик, который во время Великой Отечественной войны попал в действующую армию, прошел с ней форсирование Днепра, Сталинград, дошел до Польши, получил медаль "За боевые заслуги" - это в 6 лет! Причем это не кровавое - это человечное кино. Здесь нет оторванных рук и ног, железа, компьютерной графики. В ролях Виктор Добронравов, Даша Урсуляк и вот этот мальчик, сыгравший главную роль, Андрюша Андреев. Он сын военного. Надо отдать ему должное: он работал как настоящий военный. Ребенку в таком возрасте положено сниматься не более 4-6 часов в сутки. Но мы были ограничены в финансовых средствах - деньги были рассчитаны только на 20 съемочных дней - это очень мало для такой картины. И мы все время спрашивали: "Андрюша, ты устал?". А он отвечал: "Нет, готов сниматься!". И только уже под конец сказал, что можно немножко отдохнуть. Это такая выносливость - абсолютно военная закалка.
Кстати, с ним был младший брат, мама. Мы снимали в основном в Белоруссии - там готовая фактура военного кино. Там можно было сжечь избу, были рвы - все такое настоящее.
- А как вы думаете, почему сейчас так мало детских фильмов про войну? Ведь в нашем детстве их было очень много. Может быть, подвижников не хватает, таких как Ролан Быков?
- Наверное. Но Ролан Быков же мог встать на трибуну и хорошенько выступить. Он же был блистательным актером. Во время практики - он был моим худруком на дипломе - я стала свидетельнице такой картины: стоит павильон, съемочная группа, но оказалось, что кто-то что-то не привез, не сделал... И стоит такой ор - на пределе человеческих возможностей. Я думала, у него связки порвутся. А за декорацией - мы - студенты, которые пришли к нему на практику. Наорался, подошел к нам и спокойным голосом спрашивает: "Ну как я выступил?". Но это такая серьезная актерская закалка. Потому что если я
начинаю повышать голос, то я отдаюсь ему всей душой.
Но снимать кино про войну с детьми очень сложно - это должны быть другие деньги. Вы знаете о том, что сегодня на детское кино правительство выделило 1 млрд рублей? Так вот если бы я им распоряжалась, то я бы сначала почитала сценарии, которые адресованы детям, потом посмотрела бы, кто за этим стоит, какие режиссеры: не сфальшивят ли. А потом уже раздала бы деньги, но оставила бы обязательно на прокат и рекламу. Потому что они, как ни странно, стоят примерно столько же, сколько стоит снять фильм.
- А почему так происходит? Ведь раньше достаточно было объявить, что в фильме снимается, например, Андрей Миронов, и к кинотеатру выстраивалась очередь...
- Вот смотрите, я сняла фильм "Любовь и сакс". Там снимаются Максим Аверин, Катя Климова, Оля Прокофьева, Оля Кабо, Миша Ефремов, Валерий Баринов, Ерёмин, Носков... То есть там на каждом эпизодике - звезда со звездой говорит. Но картина прошла по "Культуре" один раз - проката нет: это не блокбастер, музыка джазовая, играет Дюк Эллингтон...
- Но если вернуться к фестивалю, то можно увидеть, что, может, не так много, но что-то же делается.
- Безумству храбрых поем мы песню. В первую очередь устроителям фестиваля, потому что столько лет держаться - 24 года! Так последовательно, подробно, доброжелательно, с полной отдачей относиться к детскому кино, детям, стараться показать им кино могут только энтузиасты, "безумцы", которым мы поем песню. Это очень важно, потому что сюда приезжают люди, которые преданы этому делу, они встречаются, общаются. Татьяна Мирошник, у которой в Фейсбуке целая страница, посвященная детскому кино, и она этим занимается. Это Мария Муат, которая руководит аниматорами. Это целая группа документалистов, которые будут показывать свои картины о детях и, возможно, для детей. И, конечно, игровые картины из 13 стран мира.
- С картиной "Солдатик" вы уже побывали в нескольких регионах страны. Расскажите, какова реакция детей?
- Замечательная. О реакции своего 11-летнего сына мне рассказывала Татьяна Мирошник. Она была на премьере в Доме кино. По ее словам, он так переживал за судьбу героя, что в некоторых местах даже закрывал глаза. Там был такой момент, когда мальчик садится покататься на собак, а они бегут за кошкой в сторону минного поля... Хорошо, что ординарец прыгает в мотоцикл, догоняет их и успевает схватить.
Мы также показывали фильм суворовцам, ребятам постарше. Они аплодировали, подходили и задавали вопросы. Мне кажется, это именно такое кино, которое сегодня надо детям смотреть.
Плюс сейчас мой бывший студент снимает картины об узниках концлагерей. И одна из картин называется "Украденное детство" - про людей, которые были детьми в концлагерях. Фильм начинается с того, что у одного из ребят спрашивают, знает ли он что-то про Вторую мировую войну? А мальчик отвечает: "Ну, войнушка - это когда мы играем". Постарше чуть-чуть уже что-то знают... Поэтому очень важно, чтобы дети увидели и поняли, что война - это плохо.
У другой моей студентки есть заявка под названием "Анна и Хельга". О двух девочках примерно одного возраста, которые погибли во время войны. Одна - Анна Франк, которая вела дневник, а другая - Хельга Геббельс, которая писала из подземелья своему мальчику. Эти письма и дневник сохранились. Фильм этот должен показать, что война не щадит детей ни с одной, ни с другой стороны. Ребята должны смотреть такие фильмы, чтобы понимать, что война - это всегда погибель, что этого не должно быть.
XXIV Международный фестиваль "Кино - детям" проходит с 15 по 19 апреля. За 4 дня в кинематографический водоворот будут включены 110 площадок на территории Самарской области. Гости смогут увидеть анимационные и документальные киноленты, игровое и православное кино, патриотические фильмы и российские премьеры. Но поскольку этот фестиваль международный, среди картин будут и работы из других стран: Республики Кореи, Киргизии, Казахстана, Латвии, Ирана, Хорватии, КНР, Белоруссии и др - всего 13.
К слову, режиссеры неоднократно подмечали, что именно в Самарской области заметна работа с детьми, со зрителями - здесь всегда полные залы. Далеко не во всех регионах России и не на всех (даже самых крупных!) фестивалях удается добиться подобного, отмечают участники.
К слову, фестиваль "Кино - детям" - это не только развлекательно-познавательная площадка. Здесь решаются многие принципиальные моменты, находятся ответы на вопросы, которые на протяжении долгих лет оставались открытыми. Так, например, в этот раз планируется обсудить острую тему появления добрых и поучительных (но не "блокбастерных") фильмов в частных киноплексах, а также вопрос поддержки детского кино правительством.
"Перехватить" легенду, работавшую с Табаковым, Мироновым, Караченцевым и пр., и поговорить с ней о нынешнем состоянии кинематографии в России - большая удача. Удача, которая улыбнулась ведущему программы "О чем говорят" Леониду Ваксину.
- Алла Ильинична, спасибо большое, что пришли к нам в программу. Сейчас в губернии проходит 24-й международный фестиваль "Кино - детям". Как Вы считаете, существует ли сейчас детское кино, живо ли оно?
- Думаю, что живо и процветает. Так хочется верить в это. Много лет назад я заканчивала курсы режиссеров детского кино. Были тогда такие спецкурсы - государство особо заботилось о будущем поколении, зная, что сегодня это дети, а завтра - наше общество и народ. Так вот, я их закончила и считаю, что все мои картины - может быть, кроме одной - можно смотреть с детьми. Скажем, "Человек с бульвара Капуцинов". Этот фильм посмотрело очень много миллионов зрителей, в том числе и, думаю, миллионы детей. Моя подруга Вика Токарева, когда я сняла этот фильм, попросила меня подарить ей копию. Вернее, одолжила у меня ее - тогда сделать копию было очень сложно. А когда я попросила вернуть - отказалась. Я спросила ее: "Почему?". А она ответила: "Понимаешь, когда ко мне приходят родители с детьми, я ставлю твой фильм, и мы можем 1,5 часа спокойно разговаривать".
Поэтому сложно сказать, где та грань между детским кино и взрослым, которое можно смотреть всей семьей. Сейчас, кстати, все режиссеры стремятся назвать свои фильмы "семейным". "Семейный" фильм имеет хороший прокат, а у "детского" его почти нет. Так что пусть называется семейным, главное - чтобы детям его можно было смотреть и с родителями, и без.
- Расскажите поподробнее про фильм "Солдатик", который Вы привезли на фестиваль.
- Это как раз семейная картина. Она основана на реальных событиях. Главный герой - 6-летний мальчик, который во время Великой Отечественной войны попал в действующую армию, прошел с ней форсирование Днепра, Сталинград, дошел до Польши, получил медаль "За боевые заслуги" - это в 6 лет! Причем это не кровавое - это человечное кино. Здесь нет оторванных рук и ног, железа, компьютерной графики. В ролях Виктор Добронравов, Даша Урсуляк и вот этот мальчик, сыгравший главную роль, Андрюша Андреев. Он сын военного. Надо отдать ему должное: он работал как настоящий военный. Ребенку в таком возрасте положено сниматься не более 4-6 часов в сутки. Но мы были ограничены в финансовых средствах - деньги были рассчитаны только на 20 съемочных дней - это очень мало для такой картины. И мы все время спрашивали: "Андрюша, ты устал?". А он отвечал: "Нет, готов сниматься!". И только уже под конец сказал, что можно немножко отдохнуть. Это такая выносливость - абсолютно военная закалка.
Кстати, с ним был младший брат, мама. Мы снимали в основном в Белоруссии - там готовая фактура военного кино. Там можно было сжечь избу, были рвы - все такое настоящее.
- А как вы думаете, почему сейчас так мало детских фильмов про войну? Ведь в нашем детстве их было очень много. Может быть, подвижников не хватает, таких как Ролан Быков?
- Наверное. Но Ролан Быков же мог встать на трибуну и хорошенько выступить. Он же был блистательным актером. Во время практики - он был моим худруком на дипломе - я стала свидетельнице такой картины: стоит павильон, съемочная группа, но оказалось, что кто-то что-то не привез, не сделал... И стоит такой ор - на пределе человеческих возможностей. Я думала, у него связки порвутся. А за декорацией - мы - студенты, которые пришли к нему на практику. Наорался, подошел к нам и спокойным голосом спрашивает: "Ну как я выступил?". Но это такая серьезная актерская закалка. Потому что если я
начинаю повышать голос, то я отдаюсь ему всей душой.
Но снимать кино про войну с детьми очень сложно - это должны быть другие деньги. Вы знаете о том, что сегодня на детское кино правительство выделило 1 млрд рублей? Так вот если бы я им распоряжалась, то я бы сначала почитала сценарии, которые адресованы детям, потом посмотрела бы, кто за этим стоит, какие режиссеры: не сфальшивят ли. А потом уже раздала бы деньги, но оставила бы обязательно на прокат и рекламу. Потому что они, как ни странно, стоят примерно столько же, сколько стоит снять фильм.
- А почему так происходит? Ведь раньше достаточно было объявить, что в фильме снимается, например, Андрей Миронов, и к кинотеатру выстраивалась очередь...
- Вот смотрите, я сняла фильм "Любовь и сакс". Там снимаются Максим Аверин, Катя Климова, Оля Прокофьева, Оля Кабо, Миша Ефремов, Валерий Баринов, Ерёмин, Носков... То есть там на каждом эпизодике - звезда со звездой говорит. Но картина прошла по "Культуре" один раз - проката нет: это не блокбастер, музыка джазовая, играет Дюк Эллингтон...
- Но если вернуться к фестивалю, то можно увидеть, что, может, не так много, но что-то же делается.
- Безумству храбрых поем мы песню. В первую очередь устроителям фестиваля, потому что столько лет держаться - 24 года! Так последовательно, подробно, доброжелательно, с полной отдачей относиться к детскому кино, детям, стараться показать им кино могут только энтузиасты, "безумцы", которым мы поем песню. Это очень важно, потому что сюда приезжают люди, которые преданы этому делу, они встречаются, общаются. Татьяна Мирошник, у которой в Фейсбуке целая страница, посвященная детскому кино, и она этим занимается. Это Мария Муат, которая руководит аниматорами. Это целая группа документалистов, которые будут показывать свои картины о детях и, возможно, для детей. И, конечно, игровые картины из 13 стран мира.
- С картиной "Солдатик" вы уже побывали в нескольких регионах страны. Расскажите, какова реакция детей?
- Замечательная. О реакции своего 11-летнего сына мне рассказывала Татьяна Мирошник. Она была на премьере в Доме кино. По ее словам, он так переживал за судьбу героя, что в некоторых местах даже закрывал глаза. Там был такой момент, когда мальчик садится покататься на собак, а они бегут за кошкой в сторону минного поля... Хорошо, что ординарец прыгает в мотоцикл, догоняет их и успевает схватить.
Мы также показывали фильм суворовцам, ребятам постарше. Они аплодировали, подходили и задавали вопросы. Мне кажется, это именно такое кино, которое сегодня надо детям смотреть.
Плюс сейчас мой бывший студент снимает картины об узниках концлагерей. И одна из картин называется "Украденное детство" - про людей, которые были детьми в концлагерях. Фильм начинается с того, что у одного из ребят спрашивают, знает ли он что-то про Вторую мировую войну? А мальчик отвечает: "Ну, войнушка - это когда мы играем". Постарше чуть-чуть уже что-то знают... Поэтому очень важно, чтобы дети увидели и поняли, что война - это плохо.
У другой моей студентки есть заявка под названием "Анна и Хельга". О двух девочках примерно одного возраста, которые погибли во время войны. Одна - Анна Франк, которая вела дневник, а другая - Хельга Геббельс, которая писала из подземелья своему мальчику. Эти письма и дневник сохранились. Фильм этот должен показать, что война не щадит детей ни с одной, ни с другой стороны. Ребята должны смотреть такие фильмы, чтобы понимать, что война - это всегда погибель, что этого не должно быть.
XXIV Международный фестиваль "Кино - детям" проходит с 15 по 19 апреля. За 4 дня в кинематографический водоворот будут включены 110 площадок на территории Самарской области. Гости смогут увидеть анимационные и документальные киноленты, игровое и православное кино, патриотические фильмы и российские премьеры. Но поскольку этот фестиваль международный, среди картин будут и работы из других стран: Республики Кореи, Киргизии, Казахстана, Латвии, Ирана, Хорватии, КНР, Белоруссии и др - всего 13.
К слову, режиссеры неоднократно подмечали, что именно в Самарской области заметна работа с детьми, со зрителями - здесь всегда полные залы. Далеко не во всех регионах России и не на всех (даже самых крупных!) фестивалях удается добиться подобного, отмечают участники.
К слову, фестиваль "Кино - детям" - это не только развлекательно-познавательная площадка. Здесь решаются многие принципиальные моменты, находятся ответы на вопросы, которые на протяжении долгих лет оставались открытыми. Так, например, в этот раз планируется обсудить острую тему появления добрых и поучительных (но не "блокбастерных") фильмов в частных киноплексах, а также вопрос поддержки детского кино правительством.