sovainfo.ru

Цена слова провизора: в пресс-центре СОВА обсудили значимость работы фармацевта

Какими знаниями должен обладать сотрудник аптечной сети? Где разграничивается его деятельность и работа врача? Какие ограничения в консультировании существуют? Об этих и других темах эксперты отрасли говорили в пресс-центре Самарского областного вещательного агентства в преддверии Дня фармацевта, который отмечается в России 19 мая.

Цена слова провизора: в пресс-центре СОВА обсудили значимость работы фармацевта Фото: Дмитрий Бурлаков

В Самарской области больше двух тысяч аптек и аптечных пунктов, в их штате - не один человек. Однако встать у небольшого окошка-прилавка в торговом зале может не каждый. Нужно хорошо разбираться в десятках тысяч наименований препаратов, их формах выпуска, дозировках, противопоказаниях. Это как минимум.

Срок подготовки фармацевта - три года в ссузе, на провизора нужно пять лет отучиться в вузе. Спрос на специалистов высокий, конкуренция за них идет не только между аптечными сетями. Кадры нужны и фармпроизводителям, и биолабораториям, и госструктурам, которые следят за качеством лекарств.

- Специальность дает очень широкие возможности для профессионального развития и самореализации, - подчеркивает главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Самарской области по фармации, заведующий кафедрой управления и экономики фармации СамГМУ Ирина Петрухина. - Очень востребованная профессия, очень важная и нужная. Ассортимент лекарственных препаратов большой - на начало года в государственном реестре было около 30 тысяч наименований. В этом многообразии фармспециалисты должны хорошо разбираться.

Эксперты отметили, что фармацевты и провизоры зачастую больше врачей знают о лекарствах, и это нормально.

- Но фармспециалист ни в коем случае не конкурент врачу. Это коллега, который должен оказывать фармацевтическую помощь специалисту, в том числе врачу, - добавила Петрухина.

Работа в фарминдустрии - это и о престиже, и одновременно об ответственности за жизнь людей. Поэтому тремя или пятью годами обучение не ограничивается. Квалификацию фармацевты и провизоры повышают постоянно. Особое внимание этому уделяют в аптечных сетях. Например, у "Виты" все новые сотрудники для "мягкой адаптации" проходят "Школу аптеки"; есть как очное, так и онлайн-допобразование для сотрудников из удаленных поселений.

Менеджер розничных продаж сети Ольга Боровинская говорит, что в аптеках развита корпоративная культура:

- Для молодых сотрудников есть много обучающих, развивающих программ. Для опытных всегда есть возможность проявить себя в качестве наставника. В компании приветствуется семейственность. Есть несколько династий, в которых дети и даже внуки пошли по стопам старшего поколения, выбрав профессию фармацевта, - пояснила она.


Ключевой навык для этой категории специалистов - так называемое фармконсультирование. Ведь в большинстве случаев к сотрудникам аптеки обращаются за помощью, как к врачам. В аптеках, к примеру, могут посоветовать препарат от снятия головной боли, от температуры. Но симптоматика — это лишь малая часть.

Президент общественной организации "Самарская областная фармацевтическая ассоциация" Елена Гладкова поясняет:

- Фармспециалист может давать консультации по экстренному снятию какого-то симптома. Когда специалист проводит такую предварительную диагностику, он может сориентировать и направить человека к врачу для дальнейшей диагностики и лечения. Все знают, у нас симптоматика — это только верхушка айсберга. Разбираться нужно глубже, - говорит специалист.


Есть при общении с клиентом и ограничения.

- В рамках фармконсультирования сотрудники аптек не имеют права сомневаться в назначении врача, менять диагноз, менять лечение, - добавляет Ольга Боровинская. - Коллеги готовы, конечно, всегда помочь, но только в рамках своей компетенции. Если необходима консультация врача, то сотрудники аптек "Вита" однозначно рекомендуют обращаться в лечебные учреждения.

Специалисты добавляют: в аптеке могут посоветовать только лекарства, которые входят в перечень безрецептурных. Есть в медицине термин - ответственное самолечение. Это когда пациент сам себе "ставит диагноз" и "назначает" препараты. Но, когда это переходит в "безответственное самолечение", например когда человек пытается купить рецептурные лекарства, здесь также строгое табу для фармацевтов. Все только по назначению врача.

- За отпуск рецептурного препарата без назначения врача, в том числе антибиотиков, предусмотрена серьезная ответственность. Аптека даже может лишиться лицензии, - уточнила Гладкова.

Провести границу между ответственным и безответственным лечением - задача фармацевта и провизора. Поэтому во всех аптеках вас спросят, для кого - ребенка или человека старшего поколения вы приобретаете лекарства, принимали ли раньше, расскажут о противопоказаниях. Если запрос не соответствует симптомам, предложат обязательно проконсультироваться с врачом.

- Такое общение в том числе повышает лояльность конечного потребителя к аптечной организации, куда он приходит. Ведь, если специалист грамотно и исчерпывающе проконсультировал, вероятность, что человек в следующий раз придет сюда, велика. Тем более когда конкуренция велика, - уверена Ирина Петрухина.


поделиться:

Новости