sovainfo.ru

Как в Самарской области создается безбарьерная культурная среда

Искусство обладает удивительной силой. Порой хороший спектакль или концерт помогает улучшить настроение и справиться с трудностями. Но как сделать так, чтобы оно было доступным для всех, даже для людей с инвалидностью? Как с помощью специального комментария "озвучить" то, что происходит на сцене? Как скульптура из гипса помогает передавать знания о людях давних эпох? Каков на ощупь и чем пахнет модерн? На эти и другие вопросы ответили гости в студии нашего медиаагентства.

Звуки театра

Среди театров больших успехов в работе со зрителями с ОВЗ достиг "СамАРТ". Как рассказала куратор инклюзивных программ Екатерина Аверьянова, речь идет не только о создании безбарьерной среды. В этом проблем нет - театр работает в новом здании, где изначально были предусмотрены лифты и пандусы.

Команда учреждения решила пойти дальше, с 2018 года труппа адаптирует репертуар для слабовидящих и тотально незрячих зрителей.

- Спектакли дополняют тифлокомментированием. Это краткое описание происходящего на сцене. Задача - ненавязчиво, не перебивая игру актеров, погрузить зрителя в атмосферу спектакля, - рассказала Аверьянова. - К примеру, если это детский спектакль, то для него нужно своя лексика. Если это взрослое драматическое произведение - то здесь также требуется особый подход.

Фото: Юлия Рубцова

В основном тифлокомментирование проводится по предварительной записи, но есть и "горячее" сопровождение, для внезапно зашедших зрителей.

Кроме того, в репертуаре театра появляются пьесы, посвященные людям "выключенным" из общепринятой действительности. Это, например, спектакль по роману Серея Сдобнова "Не вижу текста" (6+), где автор описывает свой опыт потери и чудесного обретения зрения. Также "СамАрт" поставил пьесу Марты Райцес "Я - кулак. Я - А-н-н-а" (6+), рассказывающей историю неслышащей девочки.

- После показа мы проводим обсуждения и говорим о том, что каждый может оказаться на месте этой девочки или этого парня. Инвалидность - это лишь художественная деталь, которая показывает "выключенность" из общего культурного пространства, - сказала Аверьянова.

Прикоснуться к модерну

Своим опытом культурной инклюзии поделилась команда Музея модерна. Как сообщила заведующая учреждением Ирина Свиридова, музей только начинает делать шаги в этом направлении.


- В отличие от театра, наше здание абсолютно не приспособлено под разные категории посетителей: нет возможности поставить лифты, все туалеты расположены в подвале. В доступе для маломобильных граждан только первый этаж и территория возле музея,- рассказала Свиридова. - Мы пытаемся работать с тем, что есть. Думаем, как можно адаптировать экспозицию под разных людей.


Фото: Юлия Рубцова

В этом году музей выиграл грант благотворительного фонда "Свет" с проектом "Ближе к модерну" (12+). Благодаря ему была разработана экскурсия для незрячих посетителей, которая будет запущена уже в октябре.

- Мы создадим тактильные модели наших потолков, дадим потрогать разные материалы, например, сочетание плитки, стекла и дерева - это дает возможность понять, из чего состоит модерн, - пояснила Свиридова. - В гостиной будем говорить о музыке. В будуаре дадим возможность потрогать ткани, послушать духи начала ХХ века. Все это поможет проникнуть в эпоху и понять, как жили люди.

Кроме того, музей работает с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. Для них в музее "Зеленка" проводят 40-минутные интерактивные экскурсии. Музей - это уникальное пространство, где есть много предметов, которые можно трогать. К примеру, в одной из комнат стоит темный шкаф, в котором рассказывается про свет и тьму. Также есть несколько полок с игрой "Пощупай и угадай" и т. д.

Тактильная история

Доступной должна быть не только культура, но и наука. Самарский археологический центр, начиная с прошлого года, проводит экскурсии для слабовидящих. Главный научный сотрудник центра Елена Бакалова рассказала, как работают с такими посетителями.

- В музейных фондах есть вспомогательные экспонаты, которые можно потрогать. К примеру, сейчас в центре выставлены графические портреты древних людей. Мы предлагаем посетителям такие же портреты в гипсе. Незрячие могут понять, как выглядели люди, которые населяли наш край в древние эпохи,- сказала Бакалова.


Фото: Юлия Рубцова

Также для слабовидящих открывают учебные коллекции музея - это гипсовые копии каменных и бронзовых орудий - топоры, рубила и т. д.

- Есть коллекции предметов нового времени - к примеру, реконструкции разных гончарных сосудов. Также сами сотрудники музея делают кремневые орудия - они по весу и по форме напоминают предметы в витринах. Есть этнографические предметы, найденные в деревнях. Все это мы достаем для наших посетителей, - отметила Бакалова.

Также археологи участвовали в акции "Понять, помочь, дружить" (6+), благодаря которой центр посетили воспитанники специальных школ.

Не только книги

Представители театра и музеев признаются, что их работа с незрячими началась благодаря Областной библиотеке для слепых. Как сообщила и.о. директора учреждения Ольга Вологодская, в этом году ему исполняется 70 лет и 100 лет информационному обслуживанию незрячих в регионе.

- За это время мы проделали путь от избы-читальни до многофункционального культурного центра. На смену брайлевским книгам пришли грампластинки, а потом различные аудиоформаты, - рассказала Вологодская. - Мы работаем для людей любого возраста. Если человек по каким-то причинам не может приехать за книгой лично, мы привезем ее прямо домой. В отдаленные районы отправим почтой.

Фото: Юлия Рубцова

Сегодня в фондах библиотеки хранится 95 тысяч единиц литературы в разных форматах. Услугами учреждения пользуется 4 тысячи зарегистрированных пользователей.

Однако хранение книг - далеко не единственная функция учреждения. Уже много лет оно осуществляет полноценную социально-культурную реабилитацию незрячих. Вместе они объездили всю область - забирались на горы Барсук и Тип-Тяв, путешествовали в Подгоры. Также для незрячих действует кино клуб, где они просматривают фильмы с тифлокомментариями.

Кроме того, при библиотеке работает методист-реабилитолог. Он обучает пользованию тифлотехническми средствами, а также оказывает методическую поддержку всем, кто работает с незрячими.

Еще один важный инструмент реабилитации - инклюзивные фестивали. Они проводятся библиотекой уже 19-й год подряд и объединяют незрячих и слабовидящих со всего Поволжья.

- Каждый год у нас разная тема, как правило, посвященная памятным датам. Мы заранее отправляем список литературы. В течение года участники читают ее, готовятся и в октябре сходятся в интеллектуальном батле, - рассказала Вологодская. - За все время проведения фестивалей их участниками уже прочитано 250 книг. Кроме того, каждая команда готовит творческую презентацию на 10 минут - волнуется, репетирует, подбирает костюмы.

В этом году библиотека попробовала новый для себя формат встреч под названием "На инфо волне". (12+) Ее участники демонстрировали навыки использования технических средств. Так, одна из команд забронировала билет на поезд за рекордные 2 минуты.


поделиться: