Репинские места
Повод для праздника (уже 26-го по счету) в этом году тройной: день рождения художника, юбилей его волжской экспедиции, 30-летие Дома-музея Репина. Нескончаемой вереницей шли гости к сельскому музею. Здесь, в доме крестьянина Ивана Алексеева, Илья Репин поселился вместе с младшим братом Василием и друзьями - художниками Федором Васильевым и Евгением Макаровым. Тут он провел памятное лето 1870 года, давшее миру великую картину. Актеры театра "Самарская площадь" воссоздали этот приезд и знакомство художников с крестьянами и бурлаками. Все, как 150 лет назад: Репин, делающий наброски, крестьянский быт, а вокруг - горы, солнце и Волга. "Бурлаки", конечно, обрамляли собой весь праздник, поэтому все артисты, в том числе Волжского народного хора, выступали на их фоне.
Фото автора
- Еще будучи студентом Петербургской Академии художеств, Репин пережил сильное впечатление от увиденной на Неве ватаги бурлаков. Тогда же он задумал картину, посвященную тяжелому бурлацкому труду. Ему посоветовали отправиться к настоящим бурлакам - на Волгу. Вместе с друзьями они поплыли по Волге от Твери до Саратова. Проплывая мимо Жигулей, прониклись красотой этих мест и на обратном пути высадились в Ставрополе. Спустя две недели перебрались в Ширяев Буерак (ниже этого села по течению Волги расположен Царев Курган, возле которого в то время находилась перевалочная база бурлаков). Здесь и намеревался молодой художник изучать бурлацкий быт. На тот момент Репину было всего 26 лет, - рассказала научный сотрудник Историко-музейного комплекса Ширяева Наталья Рыженкова.Кстати, после ширяевского лета Илья Ефимович приехал в Самарскую губернию еще раз, в 1872 году вместе с женой Верой. На этот раз он поселился в Самаре и продолжал делать наброски на волжских берегах. Из этой поездки он привез картину "Бурлаки, идущие вброд". Сейчас она хранится в Москве в Третьяковской галерее. Что касается шедевра "Бурлаки на Волге", то его художник создал на основе всех материалов, собранных на Самарской земле, только в 1873 году в Санкт-Петербурге. Картина находится в коллекции Русского музея. Копии этих полотен можно увидеть в Доме-музее Репина в Ширяеве.
Фото автора
Далекое к нам близкоИлья Репин написал автобиографическую книгу "Далекое близкое", в которой есть воспоминания о незабвенном лете в Ширяевом Буераке. Вот одна из многих словесных зарисовок художника: "Погода стояла дивная. Мы наняли лодку с двумя гребцами: спустить нас до Ширяева, против Царева кургана, откуда мы намеревались вернуться на пароходе. Выехали мы с восходом солнца, часа в четыре - рыбаки просили не опоздать, чтобы днем, в самую припеку, им отдохнуть часа два. Какой был восход!"
Запечатленные в книге биографические свидетельства Ильи Репина о времени, проведенном в Ширяеве, стали основой для концепции выставки работ художника Александра Баканова "Великие традиции. Далекие и близкие", которая открылась в день праздника в Доме-музее купца Вдовина (входящего в историко-музейный комплекс). Биография самого Баканова оказалась связана и с селом, и с Репиным.
- Когда я был студентом Куйбышевского художественного училища, мы вместе с сокурсниками оказались в 1979 году здесь, в Ширяеве, на пленэрной практике. Нас поселили в том самом домике, где с друзьями жил Илья Ефимович летом 1870 года. Такие совпадения были удивительными для всех нас. Спустя много времени, в преддверии 150-летия пребывания Репина на Волге, я решил на основе его воспоминаний создать цикл работ, такой живописно-графический рассказ, или репортаж о событиях того лета. Книгу "Далекое близкое" я использовал как сценарий, с помощью самого Ильи Репина составлял "раскадровку", - поделился Александр Баканов.В итоге за два года на свет появилось 35 работ - живопись, графика, этюды. Причем в жанре и манере исторического письма второй половины XIX века.
- Это не стилизация, а опора на стиль того времени, ведь я много изучал старинные техники, - отметил автор. По его словам, главные герои его работ, как и у Репина - бурлаки. На Волге в 1860-1870 годы работали около 400 тысяч бурлаков. Местные жители, крестьяне зачастую отказывались позировать художникам, запрещали это и своим детям, а бурлаки соглашались и за двугривенный на час становились натурой. 30 работ из этого цикла в скором времени войдут в собрание Самарского художественного музея.
Фото автора
В день рождения Ильи Репина музею приготовили еще один подарок. Тольяттинский художник Николай Кузнецов написал углем его портрет.
- Я решил посоревноваться на короткой дистанции с самим Карлом Брюлловым, который писал портрет Репина. Мне кажется, моя работа получилась убедительнее. Я думаю, нам нужно начать традицию "репиниады" - написания портретов Ильи Репина. Каждый год в день его рождения создавать новый, - сказал Николай Кузнецов.
Фото автора